Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 22 октября 2017 года, 11:09:27     

       

Создание (разработка) бизнес-планов предприятий (производство, строительство, торговля и др.)

К сожалению, наши предприниматели не всегда правильно оценивают смысл и назначение бизнес-планов и не уделяют им достаточного внимания. Зачастую им хочется подешевле, попроще, побыстрее – и обращаются к сомнительным специалистам, либо самостоятельно пытаются делать то, о чем никакого представления не имеют. Создают предприятие на многие сотни миллионов рублей и заказывают бизнес-план за «шапку сухарей» у тех, кто им пообещает быстро и дешево - в результате получают типовое решение «из коллекции каких-нибудь тренировочных бизнес-планов» с соответствующими перспективами и результатами внедрения - нельзя экономить «на спичках», бизнес-план – это фундамент будущего бизнеса. Хорошо, если у клиента вовремя «включились мозги» и он не успел начать пользоваться подобным документом, а если нет?...

К сожалению (для клиентов), мы с подобными случаями сталкиваемся постоянно – когда уже может помочь не «терапевт», а «хирург» - и мы делаем всё возможное, чтобы оградить клиентов от пагубных последствий. Большинство представленных нам для переделки (читай 100% создание заново) бизнес-планов имеют низкое качество разработки. Это относится практически ко всем разделам предоставляемых планов. В частности, весьма поверхностно проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ причин ухудшения дел на предприятии. Например, отсутствует анализ собственных и заемных средств предприятия (степень его финансовой независимости), кредиторской и дебиторской задолженностей, активов и пассивов предприятия (оборачиваемость, ликвидность, рентабельность и т.п.). Без указанной информации трудно разработать и принять эффективные решения. Слабо проработан план маркетинга, например, часто завышается возможный перечень потребителей, не проработаны каналы распределения, недооценены возможности и количество реальных и потенциальных конкурентов и др. Среди указанных недостатков наиболее часто встречается непродуманность и необоснованность решений относительно объема продаж. Данный показатель, как правило, завышается, поскольку именно это дает возможность представить план более эффективным. В качестве недостатка разрабатываемых бизнес-планов можно отметить и слабую экономическую проработку решений в вариантном аспекте. Альтернативные варианты решений при разработке планов зачастую не рассматриваются. Вследствие этого к реализации принимаются далеко не лучшие варианты. В результате такой план несет значительный риск и может отрицательно сказаться на результатах деятельности предприятия. Оценка бизнес-планов проводится только с финансовой точки зрения – отсутствует комплексная оценка их эффективности.

Практически во всех бизнес-планах отсутствует раздел, посвященный анализу и оценке рисков. В том случае, если таковой присутствует, то оценка риска осуществляется через корректировку нормы дисконта. Такой подход является весьма ограниченным, поскольку помимо отмеченных недостатков не дает представления о факторах риска, не дает возможность управлять рисками при его реализации.

Бизнес-планы, как правило, представлены в «розовых тонах», т.е. отсутствует реалистическая оценка проблем, с которыми может столкнуться предприятие при реализации проекта; не указываются негативные факторы. В общем и целом, клиентам приятно, конечно, увидеть такой бизнес-план, и он с радостью готов за него расплатиться, только вот его реальность настоящими специалистами (не говоря уже о практике) оценивается скептически. Наша компания никогда не занимает такую позицию – важнее написать честный бизнес-план, чем «беллетристику». Поэтому вполне возможно, что предоставленная клиентом идея в указанных им условиях после просчета окажется убыточной. Конечно, в этом случае мы предложим пути выхода из создавшейся ситуации, однако, они могут выходить за рамки условий, поставленных клиентом (объем кредитования, срок окупаемости, месторасположение производства и многое другое). Если вы за свои деньги рассчитываете получить лозунг «слава мне, Любимому!», а не объективную реальность, обоснованную расчетами и скрупулезным анализом, то вы попали не по адресу, можете смело искать разного рода шарлатанов, которые удовлетворят вашим «прогнозам».

Большинство российских руководителей бизнес-планирование понимают в узком смысле, т.е. как инструмент финансирования и кредитования. Здесь нужно отметить, что за последние годы бизнес-планирование в западных компаниях пережило эволюцию. Бизнес-план стал использоваться не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа корпоративного планирования. Это, прежде всего, связано с развитием дивизиональных организационных структур управления. Перестановка акцентов была закономерным следствием развития дивизиональных структур управления. Именно в них бизнес-план стал фактическим основным инструментом управления, потому что когда выделяются центры финансового учета и тем более центры финансовой ответственности, очень удобно осуществлять их финансирование именно через бизнес-план. В качестве внутреннего инвестора выступает центральное руководство компании, для которой отдельные подразделения (дивизионы, бизнес-единицы) составляют бизнес-планы. Стратегический бизнес-план - это общекорпоративный бизнес-план развития организации, который определяет бизнес-планы структурных подразделений и, в котором обретают конкретные формы и согласуются основные элементы стратегии организации.

На сегодняшний день достаточно трудно составить качественный бизнес-план на уровне предприятия. Дело в том, что разработка бизнес-плана представляет собой очень сложный процесс, для составления которого требуется высококвалифицированная команда аналитиков, менеджеров, экспертов. На постоянной основе такие команды могут содержать только крупные, финансово устойчивые предприятия. Поэтому небольшому предприятию целесообразно наладить сотрудничество с профессиональной консалтинговой фирмой, например, такой, как наша. Хотя, если подбор персонала на крупном предприятии организован не на должном уровне, и работники планового отдела (либо отдела развития) работают либо спустя рукава, либо они заинтересованы в приукрашивании прогноза показателей, то смысл обратиться в стороннюю организацию у руководства крупного предприятия есть несомненно.

В финансовом плане все планирование бизнеса находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность проекта, в конкретных категориях эффективности. Большой практический интерес для руководителей предприятий вызывает составление программы выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения работы и ответственных исполнителей, и подготавливаемых выходных документов. Такая программа предусматривает проведение по направлениям, выявленным экспресс-анализом, более детального анализа финансово-хозяйственной деятельности включающего: анализ структуры стоимости имущества предприятия и средств, вложенных в него; анализ платежеспособности предприятия; анализ финансовой его устойчивости; оценку возможных перспектив развития предприятия.

В финансовом разделе бизнес-плана отражаются следующие основные моменты: прибыльность – позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков, для этого используют анализ финансовых показателей деятельности предприятия; поток наличности – позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком, очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду нехватки наличных средств, другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса; структуру издержек производства, перспективу их снижения и, уделяя внимание оценке всех факторов, влияющих на стоимость (календарный план представляет собой один из таких факторов, так как расходы появляются раньше, чем будет получен доход от бизнеса).

Среди основных документов, позволяющих дать достаточно полное представление о бизнесе, о планах и темпах его развития, необходимо выделить документы бухгалтерской отчетности: баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), а также аналитические материалы: анализ безубыточности, анализ движения денежных средств и анализ отклонений. Эти документы позволят наметить общую схему распределения средств. Система бухгалтерского учета является рабочей моделью бизнеса. Для этого нужно хорошо представлять себе, какую функцию выполняет каждый из перечисленных документов.

Поддерживать баланс между прибыльностью и ликвидностью непросто, поскольку действия, направленные на улучшения каждого из этих показателей, могут противоречить друг другу. Часто, компании с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за неликвидности, т.е. из-за отсутствия реальных денежных средств на счетах, необходимых для оплаты текущих расходов. Показатель ликвидности может ухудшиться вследствие быстрого роста производства в погоне за высокими прибылями, истощения денежных средств предприятия. Ключевая роль отчета состоит в том, чтобы вовремя разглядеть надвигающуюся опасность и принять контрмеры.

Анализ безубыточности основывается на информации, полученной из отчета о результатах и анализа движения денежных средств. Он позволяет показать объем дохода от реализации, который необходим для покрытия постоянных и переменных расходов, связанных с деятельностью предприятия. Этот документ является основным при принятии решений, связанных с возможностью различных затрат.

Анализ отклонений позволяет ежемесячно сопоставлять фактические результаты хозяйственной деятельности предприятия с запланированными. Это самое эффективное средство, позволяющее избежать необоснованного роста расходов. В 95% случаев предприятия разваливаются не из-за грубых просчетов в управлении ими, а вследствие большого количества мелких, допущенных по небрежности ошибок. Одна маленькая ошибка может за очень короткий период превратиться из снежного кома в лавину – и процесс будет уже необратим. Анализ отклонений позволяет своевременно выявить их скорректировать ответные действия.

Вместе, эти документы и представленная в них информация и дают ту модель бизнеса, опираясь на которую можно эффективно управлять им. Таким образом, стоит отметить, что в финансовом плане должны быть отражены следующие аспекты: описание планируемого периода; предложения по уровню финансирования, источники и назначение финансирования; расчет себестоимости; прогнозирование прибылей и убытков; планирование потока наличности; планирование финансовых результатов деятельности предприятия; анализ безубыточности; анализ отклонений от плановой сметы; финансовые отчеты предыдущих периодов (для действующего предприятия).

Важным элементом финансового плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия -только при получении прибыли предприятие может существовать и развиваться. Анализ безубыточности указывает на критический уровень объема производства, при котором оно еще остается прибыльным. Этот анализ необходим для оценки делового риска. Как только пройдена точка безубыточности, компания начинает получать прибыль. Результаты анализа безубыточности отражают уровень экономического риска предприятия. Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Главными факторами, порождающими основные риски реализации проекта и создающими реальную угрозу существованию компании, являются: переход от государственного финансирования к совместному финансированию объекта с коммерческими структурами (изменение статуса и организации проведения работ); высокие темпы намеченного роста услуг (постановка принципиально нового бизнеса); рынок занят другими, в настоящее время более сильными конкурирующими организациями - необходимы неординарные усилия для завоевания рыночной ниши за полгода - год. В бизнес-плане необходимо привести структуру и анализ рисков и предложить меры по их минимизации.

В создании бизнес-планов ещё есть множество таких специфических деталей, в которых неспециалист (в лучшем случае) способен разобраться через год-два-три, а в обычной жизненной ситуации на это не хватает никогда времени, и из планомерной деятельности по созданию и развития предприятия работа руководства представляет собой «латание дыр». Поверьте нашему опыту, проще потратить несколько тысяч на планирование своего бизнеса до, чем потерять миллионы из-за своих собственных промахов. Как говорится, скупой платит дважды, но в случае с планированием будущего бизнеса эта фраза не справедлива, справедливо тут «скупой (самонадеянный) платит тысячекратно».





Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты