Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 19 ноября 2017 года, 22:13:26     

       

Возможности совершенствования анализа затрат на освоение производства новой продукции

Экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством. С его помощью оценивается эффектив­ность и целесообразность принимаемых управленческих решений, выявляются внутрипроизводственные резервы, подготавливаются обоснованные решения для планирования и прогнозирования. Экономический анализ в системе управ­ления занимает особое место, поскольку методы и аналитическая информация используются во всех элементах системы управления  

Многообразие функций экономического анализа в системе управления производством порождает различие его целей и задач, содержания методов и организационных форм.

Наиболее часто используемым в практике и наиболее теоретически разработанным является текущий (ретроспективный) анализ хозяйствен­ной деятельности. Он оказался более востребованным в условиях плано­вой (социалистической) экономики, поскольку давал возможность систе­ме управления горизонтального и вертикального уровней оценивать вы­полнение плановых заданий и результатов деятельности за период с одной стороны; позволял выявить неиспользованные резервы и лучшие методы хозяйствования, разрабатывать предложения для установления планов и принятия управленческих решений в будущем - с другой. В рыночных ус­ловиях этот вид анализа также широко используется для характеристики уровня хозяйствования, как на уровне администрации организации, так и ее контрагентов. Значимость текущего анализа в системе управления ор­ганизацией повышает уровень требований к его качеству и результативно­сти. Текущий анализ - это система периодического, всестороннего изуче­ния результатов хозяйственной деятельности для объективной оценки вы­полнения   бизнес-планов   и   достигнутой   эффективности   производства, комплексного выявления и мобилизации, внутрипроизводственных резер­вов и для повышения эффективности хозяйствования в последующие пе­риоды. Он проводится по документированным источникам информации, на базе бухгалтерской и статистической отчетности, что позволяет типи­зировать процедуры анализа, использовать единые методы.

Текущий анализ в части управленческого анализа в основном исполь­зует концепции и методику анализа хозяйственной деятельности, разрабо­танные в соответствии с требованиями системы управления социалистиче­скими предприятиями, основанные на базе информации, формируемой в ус­ловиях другой общественной формации.

Современные условия развития экономики вызывают значительное по­вышение интереса руководства предприятий к конкурентоспособности продукции, работ и услуг, что во многом связано с уровнем производственных затрат, а именно с их сокращением и оперативным регулированием. Однако реализация подобного интереса на практике сталкивается с рядом трудно­стей, в частности, с отсутствием специальных аналитических методик, отве­чающих требованиям оперативности, точности и объективности результатов анализа.

Одной из важнейших функций реализации гибкости оперативного регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов является оперативный экономический анализ, главная цель которого заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рационально­стью функционирования всей хозяйственной системы но выполнению обязательств производства и реализации продукции, выявлению и моби­лизации текущих внутрипроизводственных резервов для повышения за­трат на производство продукции, роста его доходности. Текущий анализ дает информацию за относительно длительный период времени и позво­ляет выявить резервы, которые всегда являются неиспользованными возможностями. Их управленческая система может реализовать только в будущем. Для оперативного же управления нужна информация о процес­сах хозяйственной деятельности в реальном времени. Данную информа­цию формируют с помощью оперативного анализа. Информационной ба­зой оперативного анализа являются данные первичного учета (оператив­но-технического, бухгалтерского, статистического) и информация непо­средственных наблюдений за процессом производства.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изу­чения деятельности предприятий с целью быстрого вмешательства в процесс производства.

Оперативный анализ затрат на освоение производства новой продук­ции является одним из основных путей получения специфической аналити­ческой информации, необходимой менеджерам для принятия оптимального управленческого решения по регулированию затрат. Особое внимание сле­дует обратить на источники формирования информации, используемой в оперативном анализе затрат. Основным источником информации для такого анализа является документация производственного, бухгалтерского, опера­тивного, управленческого учета, которую в аналитических целях подразде­ляется на нормативную и фактическую. Предложенная нами классификация затрат, а также разработанная система бюджетирования и учета обеспечивает сравнительную базу оперативного анализа и включает в себя разработанные нормы затрат, планы, сметы но всему предприятию и по каждому его под­разделению в отдельности.

Исходным пунктом анализа затрат на освоение, является принятие решения

о необходимости создании нового продукта. Причины его возникновения могут быть различны. Среди них ухудшение состояния продаж выпускаемых предпри­ятием изделий, появление новинок у конкурентов, желание производителя упро­чить свои позиции на рынке данного товара, а возможно, просто техническая по­требность в такого рода изделиях. Принятие решения, как правило, основывается на результатах экономического анализа сопоставления необходимых для этого дополнительных затрат и предполагаемых результатах.

Но независимо от причин, повлиявших на принятие решения о созда­нии и освоении новой продукции, для того, чтобы выпускаемая продукция была конкурентоспособной и удовлетворяла разносторонним требованиям потребителей, на всех этапах создания и освоения новых изделий проводятся комплексные аналитические работы.

Состав, цели и содержание анализа меняются при переходе от одного этапа к другому. Так на первых стадиях разработки (стадии исследований, ОКР) преобладает инженерный анализ, в ходе которого исследуются и отра­батываются характеристики изделия (прочностные, динамические и др.).

Параллельно с инженерным на этих стадиях осуществляется и техни­ко-экономический анализ. Эти виды анализа во многом сходны по исполь­зуемому математическому аппарату, тесно переплетаются и взаимно допол­няют друг друга. В тоже время, объектом инженерного анализа являются фи­зические процессы при функционировании изделия, а технико-экономический анализ связан с изучением внешних связей изделия с систе­мами высших уровней (производством, потреблением), в ходе которого вы­являются аналогии и закономерности.

Наиболее эффективным методом технико-экономического анализа, тесно переплетающимся с инженерным, с точки зрения А.В.Проскурякова, является функционально-стоимостный анализ. В некоторых зарубежных странах он называется инженерно-стоимостным или анализом затрат на ос­нове потребительной стоимости

ФСА подразумевает функциональный подход к разрабатываемому из­делию. Сущность подхода - рассмотрение объекта не в его конкретной фор­ме, а как совокупность функций, которые он должен выполнять.

Функциональный подход заставляет изучать не только конкретные по­требности заказчиков, но и глубже анализировать количественную и качест­венную стороны этих потребностей, перестраивать под них производство.

Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при опти­мальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление. Последовательность проведения ФСА проекта нового изделия приведена в Приложении № 9.

Одним из важнейших вопросов, имеющих огромное значение на приня­тие решения по освоению новой продукции имеет вопрос цены.

Анализ цены, устанавливаемой на новое изделие, должен осуществляться с той целью, чтобы помочь предприятию в выборе наиболее приемлемого варианта осваиваемого изделия исходя из его качественных характеристик, затрат на про­изводство и цены, которую покупатель согласен заплатить за новинку. Установ­ление цен в свою очередь зависит от вида новой продукции.

Так, на новые изделия, впервые осваиваемые предприятием, но имеющие аналоги, цена может устанавливаться применительно к уровню действующих цен с учетом экономического эффекта, получаемого при использовании новой продукции. В качестве базовой продукции принимаются освоенные аналоги, занимающие наибольший объем в удовлетворении потребностей.

На новые изделия, однотипные с ранее освоенными другими предпри­ятиями, относящиеся к определенному параметрическому ряду и являющие­ся новым исполнением в пределах этого ряда, либо его продолжением, цены должны определяться применительно к уровню действующих цен на ранее освоенную продукцию, с учетом установленной для соответствующего па­раметрического ряда зависимости между изменением технико-экономических параметров и изменением себестоимости и цены. В случае, если весь параметрический ряд характеризуется изменением только одного основного параметра, величина которого непосредственно влияет на общий уровень цены изделия, необходимо применять метод удельных показателей или метод регрессионного анализа.

При наличие нескольких изменяющихся основных параметров при анализе цены возможно применение баллового метода или метода балло­вой оценки, который позволяет экспертным путем разработать систему баллов по основным технико-экономическим параметрам машин. Путем проставления оценок по каждому показателю качества, выводится средне­арифметическое, которое умножается на коэффициент весомости. Полу­ченные баллы суммируются. Средняя оценка балла (стоимостной показа­тель) исчисляется как частное от деления оптовой цены базового изделия на сумму его баллов.

Анализ цен на продукцию, не имеющую аналогов, должен, по нашему мнению использовать элементы не только на ранее перечисленных методов, но и основываться на новых методиках анализа, принимающих во внимание оценку конкурентоспособности новой продукции, ее потребительские свой­ства, положение фирмы на рынке, покупательский спрос и т.д.

Сравнительно недавно за рубежом появился направление, связанное с управлением затратами. Это методология Target Costihg, что в переводе с английского означает Целевые Издержки. Она может рассматриваться как особая форма функционально-стоимостного анализа, позволяющая не только вносить оптимизирующие коррективы в конструкцию изделия, но проекти­ровать изделие по заданным стоимостным рекомендациям, базирующимся на полезности тех или иных функций данного изделия для потребителя. По су­ти, этот метод позволяет проводить нормирование затрат на основе функ­ционального анализа.

Цена изделия является лишь следствием техниче­ских решений и сравнение ее с рыночной ценой становится лишь завершаю­щим этапом проводимой работы, в результате которой констатируется факт: удачно или нет, с точки зрения стоимости, было разработано новое изделие.

Анализ цены на основе целевых издержек, основывается на маркетинговых исследованиях, которые обязательно проводятся перед началом разработки изде­лия для принятия решения о начале работ. Данные исследования дают информа­цию об ожидаемой цене, ожидаемом объеме продаж при условии определенного уровня качества будущего изделия. Поскольку за основу при использовании дан­ного метода управления затратами на изделие берется маркетинговая цена товара,

то метод Target Costing можно рассматривать как способ оптимизации затрат, и как особый метод установления цен. Область ценообразования на продукцию также является крайне важным аспектом деятельности промышленного предпри­ятия. Поэтому для того, чтобы использовать метод для управления затратами, не­обходимо рассмотреть возможность и целесообразность применения как метода формирования цен (метода ценообразования).

Сущность методологии состоит в следующем. За основу берется цена, по­лученная в ходе маркетингового исследования, проводимого перед началом разработки нового изделия. Этот показатель и является исходным пунктом в дальнейшем планировании. Ожидаемая рыночная цена принимается в качестве

целевой цены. Исходя из условий, сложившихся на рынке данного товара, осо­бенностей конкурентной борьбы, планируют величину скидок, которые при­дется предоставить клиентам, величину налогов, а также желаемую прибыль, исходя из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается на соответ­ствующую величину и, на основе этих данных получают целевые издержки. Це­левые издержки - это затраты, которые фирма или предприятие могут себе по­зволить при определенном, имеющемся в настоящее время состоянии рынка. Затем составляется подробная структурная схема технических элементов пла­нируемого к разработке изделия. Она включает в себя несколько уровней: класс изделий; модели; главные структурные группы рассматриваемой модели; функ­циональные группы, как поэлементное разбиение главных структурных групп; компоненты, как разбиение функциональных групп и единичные части. Затем, переходя с уровня на уровень, проводится следующее исследование: сопостав­ляется оценка важности свойства продукта или элементов продукта с долей той или иной группы в исполнении данного свойства.

Под свойством продукта в данном случае понимают какие-либо качественные характеристики изделия или его частей. Например, ремонтопригодность, экологичность, срок службы и т.п. Причем к рассмотрению принимаются не только объективные (технические), но и субъективные (психологические) признаки изделия. На основе этих данных вычисляется вес (или важность) рассматриваемой группы для потребителя. Ис­ходя из предположения, что чем больший вес для потребителя имеет структур­ная группа, тем качественнее она должна быть изготовлена, и тем большую до­лю издержек примет на себя этот элемент конструкции, соотносят напрямую важность структурной группы и долю издержек, приходящуюся на эту группу.

Отсюда определяется рекомендуемая величина издержек для данной структур­ной группы. После получения рекомендаций по стоимости элементов конструк­ции, они передаются инженерам и технологам для изучения и разработки прак­тических технических решений, учитывающих стоимостные рекомендации. Разработка технических решений проводится в тесном контакте с отделом снабжения с целью получения полного спектра информации о возможностях поставки тех или иных материалов и комплектующих и их возможной стоимо­сти. Различные модификации рассмотренного подхода с успехом применяются на европейских предприятиях.

Например, одну из них использует германская компания BMW. Хотя, как отмечается, при использовании метода на практике приходится столкнуться со многими сложностями. Так, например, на начальных этапах разработки нового изделия не всегда можно абсолютно точно перечислить его составные части. Но, тем не менее, метод развивается, и дела­ются попытки изыскать возможности для преодоления возникающих не­удобств, связанных с его использованием.

 

 Логинова, Надежда Вячеславовна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты