Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Среда, 27 октября 2021 года, 11:42:21     

       

Внутренний аудит - один из путей повышения эффективности и надежности системы внутреннего контроля

Внутренний аудит, прежде всего - это процесс проверки по заданию ру­ководства соблюдения законности осуществляемых операций, достоверности отражения их в учете. Он выполняет одну из функций управления. Управление производством невозможно без предварительного, текущего и последующего контроля за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций, без проверок и анализа бухгалтерской отчетности.

В современном понимании контроль позволяет не только принимать бо­лее или менее верные, правильные решения, но и постоянно выявлять фактиче­ское состояние дел на управляемых объектах хозяйственных систем различной степени сложности и структуризации.

Системой является совокупность каких-либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющих единое целое.

Существует два вида систем: статическая и динамическая. Статическая — это неизменная система. Любая хозяйственная система является системой ди­намической. Так как она развивается под воздействием своих внутренних зако­номерностей и противоречий, а также в результате взаимодействия с окружаю­щей средой. Хозяйственная система как экономический субъект обязана отчи­тываться перед субъектами, заинтересованными в законности и эффективности ее финансовой деятельности и достоверности отчетных данных. Как правило, заинтересованные субъекты находятся во внешней среде и поэтому для сниже­ния уровня искажения информации руководители организаций систем подвер­гают такие отчеты аудиторскому контролю.

На Западе, а также в России известны различные виды аудита. Элементы некоторых из них в нашей стране существовали и назывались элементами реви­зии. Так, система внутреннего контроля содержала элементы аудита, а элемен­ты внешнего аудита содержатся в ревизии, проводимой вневедомственными органами.

Внутренний аудит является важным элементом внешнего аудита и наце­лен на изучение систем внутреннего контроля, что особенно актуально для рос­сийских организаций в условиях рынка. В конкурентной среде рыночных от­ношений эффективная система внутреннего контроля является гарантией вы­живания организации и одним из главных условий ее успешной деятельности.

Рой Додж в своем «Кратком руководстве по стандартам и нормам ауди­та» отмечает, «что вся система внутреннего контроля, включая финансовый контроль, служит реализации следующих задач, стоящих перед исполнитель­ным органом управления фирмы: обеспечить последовательную и эффектив­ную деятельность фирмы; придерживаться основной стратегии фирмы; обеспе­чивать сохранность активов; способствовать своевременному и полному отра­жению операций в учете».

Согласно операционной норме аудита Великобритании внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля, вместе с тем он занимает особое место в ней. Это обусловлено, во-первых, тем, что внутренний аудит  изучает наличие, работоспособность и эффективность деятельности систем внутреннего контроля в ходе проверок и дает им оценку и, во-вторых, он дей­ствует, в отличие от других систем внутреннего контроля, во всех сферах дея­тельности предприятия. Потребность во внутреннем аудите возникает в откры­тых акционерных обществах, в обществах с ограниченной ответственностью в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным кон­тролем деятельности хозяйственной системы. Внутренний аудит дает инфор­мацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менедже­ров. Внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального рас­хода, потерь, хищений материальных и денежных ресурсов хозяйственной сис­темы, своевременного предупреждения и своевременной разработки рекомен­даций по выходу из финансовых трудностей.

Исследования проблемы внутреннего аудита позволяют сделать вывод о том, что у ученых нашей страны не сложилось единого мнения в его определе­нии. Так, АД. Шеремет полагает, что прообразом внутреннего аудита служит внутриведомственный контроль. Под внутренним аудитом автор понимает кон­кретное лицо (или группу) лиц, занятых аудиторской деятельностью. Внутрен­ний аудитор представляется консультантом по вопросам управления, его функ­ции и полномочия весьма широки

Аналогичной позиции придерживаются Ю.А. Данилевский, М. Ф. Овсийчук. Они считают, что контроль внутри организации должен осущест­влять не главный бухгалтер (или бухгалтерская служба), а специальный про­фессиональный аудиторский орган (отдел или управление), руководитель кото­рого подчиняется управляющему организации или годовому собранию акцио­неров. Аудиторский орган осуществляет проверки как в самой организации, так и в ее структурных единицах (филиалах)

Первоначально роль внутреннего аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне (ревизии сохранности собственности - основных средств, товарно-материальных ценностей, готовой продукции, недопущения производ­ственных расходов, убытков, злоупотреблений и так далее). Со временем по мере расширения систем регистрации и обработки данных, необходимость в сплошном контроле документов отпала, и основное внимание аудитор стал уделять тому, как функционирует системы и соответствуют действия установ­ленным процедурам.

Затем развитие деятельности внутренних аудиторов перешло от простой фиксации отклонений от заданных процедур с разработкой соответствующей оценки их работы. Например, проверяя использование средств на приобретение оборудования, аудитор не только дает оценку тому, как эти средства использу­ются, но и делает заключение об обоснованности расчета лимита средств.

Действенность службы внутреннего аудита во многом зависит от того, насколько продумано, подробно и обоснованно составлено положение о внут­реннем аудите и как учтена в нем учетная политика предприятия. Положение о внутреннем аудите определяет права и обязанности службы внутреннего ауди­та, с одной стороны, и руководства - с другой

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообраз­ности его создания заключаются в следующем: во-первых, это позволит исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразде­лениями организации; во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целе­вые контрольные проверки и анализ позволяет выявить резервы производства и определить наиболее эффективные направления развития; в-третьих, внутрен­ние аудиторы, осуществляя контроль, часто выполняют консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтер­ских и иных служб.

Обоснованность открытия службы внутреннего аудита в каждой
строительной организации ставится под вопрос. Руководство организации
должно быть уверено, что единовременные затраты на ее создание, а затем и
затраты на поддержание ее деятельности не только окупятся, но и дадут
экономический эффект.

Экономический эффект от предлагаемого мероприятия (создания службы аудита) выразится в получении дополнительной чистой прибыли (формула 1):

Эт = (Ci - С2) х (1- Нп) х К    [1 ],

где Эт - ожидаемый экономический эффект создания службы аудита;

Ci - себестоимость производства единицы строительно-монтажных работ до открытия службы аудита;

С2 — себестоимость производства единицы строительно-монтажных работ после открытия службы аудита;

Нп- ставка налога на прибыль, согласно НК;

К — объем выполненных строительно-монтажных работ.

При расчете можно взять любой отчетный период (месяц, квартал, год). В качестве единицы производства целесообразно использовать 1 м.кв. или 1м.куб. выполненных за период строительно-монтажных работ. Показатель себестоимости С2 пересчитывается из показателя Ci с учетом возможных затрат на создание службы аудита и ее функционирование. Этот показатель достаточно условен, и к его установлению в диссертации определен лишь методический подход, который заключается в следующем.

Исследования деятельности аудиторских организаций показали, что на практике после проведения аудита в организациях строительства себестоимость строительно-монтажных работ корректируется (снижается) в среднем на 28,8 %. При проверке внешний аудитор подвергается риску, одной из составляющих которого является риск необнаружения, определяющий качество и эффективность аудита. Внутренний аудитор находится в более выгодном положении (ежедневная работа, планирование, знание организации изнутри, знание технологии производства, отраслевых особенностей учета и налогообложения), он не испытывает на себе давления риска контроля и риска необнаружения и поэтому, может влиять на снижение себестоимости строительно-монтажных работ в не меньшем объеме.

Кроме того, трудно оценить количественно экономический эффект от знаний и опыта внутреннего аудитора в тех случаях, когда требуется: определить объем незавершенного (временно приостановленного строительства); классифицировать работы скрытого характера; оценить подготовку и качество проектно-сметной документации; проверить правильность заключенных договоров подряда и субподряда; произвести натуральное измерение фактически выполненного объема строительно-монтажных работ.

Таким образом, при расчете условно можно принять показатель Сг как уменьшенный на 25% показатель Ci плюс затраты на поиск квалифицированных аудиторов, оплату их труда с отчислениями, на оборудование рабочего места и прочие, связанные с открытием аудиторской службы, расходы.

Функции внутреннего аудита состоят в содействии осуществлению кон­троля внутри предприятия и выполнении защитной роли, связанной с сохране­нием активов и получением точной информации.

Деятельность внутренних аудиторов для администрации имеет информа­ционное и консультационное значение.

Ключевым условием достижения цели внутреннего аудита является со­блюдение его принципов. По нашему мнению, внутренний аудит, как наиболее развитая форма внутреннего контроля организации, значительно ускоряет его развитие, но, если, не соблюдаются принципы, то функционирование отдела внутреннего аудита не будет способствовать своей цели, а содержание процес­сов внутреннего аудита, осуществляемого внутренними аудиторами, не будет адекватно внутреннему аудиту, то ест их форме. Приведенные ниже принципы являются базой внутреннего аудита, руководящим правилом деятельности внутренних аудиторов, основой целесообразности и эффективности функцио­нирования отдела внутреннего аудита.

Принцип независимости внутреннего аудитора определяется статусом отдела внутреннего аудита в организации. Он характеризуется четкостью фор­мально определенных прав и обязанностей, а также подотчетностью высшему руководителю организации. Внутренний аудитор должен быть независим от тех лиц, чью работу он проверяет, как в аспекте функциональной или администра­тивной подчиненности, так и с точки зрения заинтересованности. Например, результаты проверки, проведенной внутренним аудитором, будут менее объек­тивны, если оплата его труда будет каким-то образом зависеть от результатов того направления деятельности организации, к которому относятся объекты проверки.

Каждый внутренний аудитор должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая главного внутреннего аудитора.

Принцип обособленности внутреннего аудитора. Внутренний аудитор не должен обладать правом требования исполнения своих рекомендаций (предло­жений), а также не должен быть ответственным за организацию их внедрения и результаты. В целях соблюдения объективности последующего контроля внут­ренний аудитор не должен принимать участие и нести ответственность за кор­ректировку обнаруженных им отклонений, так как ему придется проверять ре­зультаты осуществления своих же рекомендаций. Например, независимость и объективность внутреннего аудитора была бы нарушена, если бы он был непо­средственно ответственным за внедрение разработанных им методов оптимиза­ции налоговых баз в объектах налогообложения организации и самостоятельно принимал бы решения и давал указания по реализации каких-либо финансово-хозяйственных операций теми или иными способами, оптимальными с точки зрения налогообложения. Иными словами, подготовить рекомендации и дове­сти их до администрации - право аудитора, но принимать решения по пунктам рекомендаций — прерогатива администрации.

Принцип конфиденциальности внутреннего аудита. Контрольная дея­тельность внутренних аудиторов должна осуществляться по специальным про­граммам конфиденциального характера во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено подвергнуть аудиторскому кон­тролю. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и по отношению к текущей информации и отчетности внутреннего аудитора или аудиторской службы.

Принцип информационной обеспеченности внутренних аудиторов. Во внутреннем аудите, прежде всего, заинтересован высший руководитель орга­низации (верхнее, управленческое звено, собственники), так как именно он принимает решение по внедрению этой формы контроля. Причин принятия та­кого решения может быть много, но, собственно общей цели внутреннего ауди­та, соответствует основная из них - потребность в качественной контрольной информации об уровне управляемости всех звеньев управления в организации (иерархия управления). Для производства и представления руководителю дан­ной информации внутреннему аудитору, в свою очередь, необходима качест­венная информация о реальном состоянии или действии аудируемого объекта.

Степень необходимости информации должна определяться самим внут­ренним аудитором. В особых случаях, например, при особой конфиденциаль­ности (секретности информации), внутренний аудитор должен обосновать пе­ред руководителем организации необходимость получения данной информации для ее изучения и формально получить разрешение требовать ее у ответствен­ных лиц. Внутреннему аудитору должно предоставляться право доступа к лю­бой, необходимой для контроля информации, независимо от стадии ее форми­рования или прохождения, в том числе к проектам документов, схемам, справ­кам, расчетам и т.п.

Принцип регламентации. Особое значение имеет регламентация деятель­ности внутренних аудиторов. Главному внутреннему аудитору необходимо разработать базовые методики проверок различных объектов с перечислением источников информации, классификации возможных нарушений и типовых ошибок, перечней действий внутреннего аудитора в тех или иных ситуациях.

В процессе внутреннего аудита осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за совершаемой хозяйственно-финансовой операци­ей.

Предварительный аудиторский контроль осуществляют перед соверше­нием хозяйственных операций. Он позволяет предупреждать нерациональные потери, материальный ущерб, в частности за счет своевременного обращения внимания, предупреждения руководителей и специалистов о незаконных и не­целесообразных выплатах, расходах материальных ценностей и т.д.

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осу­ществления работ или в процессе совершения хозяйственных операций и на­правлен на оперативное устранение недостатков, распространение научно-обоснованного положительного опыта.

Преимущества данной формы аудиторского контроля заключается в воз­можности своевременного выявления и устранения допущенных ошибок в бух­галтерских проводках, при нарушении положений законодательных и норма­тивных актов, связанных с начислением налогов.

Последующий аудиторский контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он позволяет посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности разработать мероприятия по улучшению финансо­вого состояния предприятия. При этом анализируют влияние на производст­венно-хозяйственную деятельность социальных экономических и политических факторов.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что с развитием ры­ночных отношений в России внутренний аудит как наиболее развитая форма внутреннего контроля приобретает все более важное значение в системах управления отечественных коммерческих организаций.

Исследования работы служб внутреннего аудита в организациях строи­тельного комплекса позволяет сделать вывод о том, что внутренний аудит — важнейшее звено управленческой структуры организации, оказывающее помощь руководству и ее подразделениям в принятии управленческих решении.

Целесообразность внедрения внутреннего аудита в организациях строи­тельного комплекса обусловлена следующим:

многообразием структурных подразделений и особенностями их   ви­дов деятельности, что требует координации их взаимодействия;

необходимостью владения информацией о финансово-хозяйственной
деятельности организации в разрезе каждого структурного подразделения и ви­да деятельности;

повышения эффективности контроля за формированием себестоимо­сти строительно-монтажных работ на каждом этапе строительного производст­ва;

стремлением руководства организаций строительства получить под­тверждение   диагностики финансового состояния; реальности прогнозов де­нежных потоков, прогнозов финансового состояния; получить информацию обуправляемом объекте, независимую оценку о работе менеджеров и рекоменда­ции о принятии управленческих решений.

Создание служб внутреннего аудита в организациях строительства позво­лит осуществлять контроль за рациональным использованием производствен­ных ресурсов и формированием доходов и тем самым повысить эффективность хозяйственно-финансовой деятельности.

Практика свидетельствует о том, что строительные организации испыты­вают потребность в постоянном и действенном контроле за процессом осуще­ствления и учета затрат на производство строительно-монтажных работ.

В этой модели объектами внутреннего аудита являются элементы и ста­тьи затрат, применяемые в учете организаций строительного комплекса. Харак­тер объектов внутреннего аудита определил перечень источников информации и методы получения необходимых аудиторских доказательств.

Оформление результатов проверки зависит от характера и объема про­верки.

Так, проверка наличия основных денежных средств в кассе, использова­ния отдельных видов материалов, достоверности выполненных объемов работ и т.п. оформляется аналитическими таблицами, в которых определяют ся абсо­лютные и относительные изменения, что позволяет определить структурные сдвиги доходов и расходов.

Определение влияния факторов на изменение себестоимости строитель­но-монтажных работ оформляется аналитическими таблицами.

Результаты инвентаризации производственных запасов, незавершенного  строительства выявляются на основании сличительных ведомостей.

В целях принятия решений по результатам проверки внутренний аудитор составляет служебные записки, в которых указывает цель проверки, выявлен­ные факты решений, количество прилагаемых приложений. Вместо служебной записки аудитор может составить отчет о результатах проверки.

По результатам проверки аудитор обязан разработать проект рекоменда­ций по снижению себестоимости строительно-монтажных работ. Эти рекомен­дации составляются по следующим направлениям:

1.  По рациональному использованию производственных ресурсов.

Исследования показывают, что доля строительных материалов в себестоимости строительно-монтажных работ составляет от 52 до 53 %, то есть бо­лее, чем на 50 % себестоимость работ и формирование прибыли зависит от их рационального использования. В рекомендациях аудитор отмечает слабые сто­роны контроля за использованием производственных ресурсов. Как правило, на практике слабыми сторонами являются:

неэффективный контроль за сохранностью строительных материалов по местам хранения;

допущение ошибок в оценке при списании строительных материалов на производство. Из предложенных Положением по бухгалтерскому учету 5/2001г. методов (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости) строительная организация выбирает один по отдельным видам, группам материалов. Выбранный метод оценки влияет на себестоимость строительного производства, следовательно, и на финансовые результаты деятельности организации;

- допущение ошибок в начислении оплаты труда, заключающихся в от­сутствии оправдательных документов, завышении объемов выполненных работ и т.п.

2.       По изменению в учетной политике.

Возможно, аудитором будут найдены основания для изменения учетной политики организации в части оценки материально-производственных запасов  при списании на производство строительно-монтажных работ; группировке за­трат.

3.       По   изменению   структуры   статей   себестоимости   строительно-
монтажных работ.

Удельный вес прямой оплаты труда в себестоимости строительно-монтажных работ занимает свыше 23 %. Практика свидетельствует, что участок расчетов по оплате труда является наиболее уязвимым, так как при начислении заработной платы большая вероятность возникновения преднамеренных оши­бок, которые классифицируются как мошенничество. Служба внутреннего ау­дита должна постоянно уделять внимание правильности формирования затрат на оплату труда, от которой в существенной степени зависит достоверность се­бестоимости строительно-монтажных работ.

Аудитор должен знать, что вероятность существенных ошибок и наруше­ний в учете оплаты труда обусловлены: отражением в учете расчетов с персо­налом за работы, которые фактически не осуществлялись; отражением в учете дополнительного сверхурочного фиктивного рабочего времени; несвоевремен­ным реагированием бухгалтерской службы на изменения в штатном расписа­нии организации, в составе штата (увольнение, прием, перемещение, совмеще­ние); несвоевременность может быть обусловлена неэффективной работой отдела кадров; непреднамеренными ошибками в расчетах.

Нам представляется, что эффективным средством внутреннего аудита за­трат на производство строительно-монтажных работ (материальных затрат, расходов на оплату труда и т.д.) является контроль за формированием затрат по местам их возникновения и центрам ответственности. Такой контроль позволя­ет выявить отклонения фактических затрат от нормативных, причины, влияющие на издержки производства, качество выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того, контроль за формированием затрат по центрам возникновения и ответственности может в достаточной степени обеспечить информацией специалистов и руководителей организации для принятия управ­ленческих решений.

Осуществление текущего контроля возможно путем составления сиг­нальных документов. Сигнальные документы составляются лишь на те опера­ции, по которым возникают затраты сверх норм.

Составленный сигнальный документ выполняет функцию оперативного контроля: во-первых, уже в ходе процесса производства в текущем месяце вы­являются и оформляются затраты, представляющие собой отклонения от норм; во-вторых, такой документ принимается к исполнению только после рассмот­рения руководством причин совершения затрат сверх или взамен предусмот­ренных норм.

На наш взгляд, службе внутреннего аудита целесообразно составлять «Ведомость сигнальных документов на дополнительные затраты». Составление таких ведомостей требует наличия в отделе внутреннего аудита такого рабочего документа как Кодификатор отклонений от норм по видам рас­ходов и виновников полученных отклонений

редлагаемые ведомости позволят выявить искусственно созданные при­чины отклонений в целях мошенничества, повысят уровень системы внутрен­него контроля за затратами, дадут возможность определить слабое звено в ор­ганизационной и управленческой структурах организации.

В целях осуществления текущего контроля за использованием производ­ственных ресурсов целесообразно составлять отчет-анализ по центрам ответст­венности. Мы считаем, что перерасход должен быть подтвер­жден документами, сгруппированными в «Ведомости сигнальных документов на дополнительные затраты». Внутренний аудитор на основании отчета и ведо­мости сможет проверить обоснованность перерасхода, экономии и определит причины отклонений и их виновников.

Для контроля за расходами на содержание и эксплуатацию машин, меха­низмов и автотранспорта целесообразно требовать от начальника строительно-монтажного участка ежемесячного составления аналогичного отчета.

Регулярно анализируя такие отчеты, внутренний аудитор получает воз­можность выявить, какие причины отклонений в расходах носят повторяющий­ся характер, как часто виноваты в отклонениях одни и те же центры ответст­венности. На основании такого анализа внутренний аудитор может рекомендо­вать руководству: пересмотреть нормы по конкретным видам расходов; прове­рить соответствие виновных в отклонениях лиц квалификационным требовани­ям занимаемых должностей; обратить внимание на эффективность функциони­рования отдельных структурных подразделений.

Периодически аудитору целесообразно составлять альтернативный ба­ланс расхода строительных материалов, соответствующего объемам выполнен­ных строительно-монтажных работ. Для этого необходимо периодическое из­мерение в натуральном виде объемов выполненных работ на объекте строи­тельства и проверка их соответствия объемам, указанным в журналах учета вы­полненных строительно-монтажных работ, работ строительных машин и меха­низмов, справках учета использования привлеченных машин и механизмов (формы № М-29, № ЭСМ—6, № ЭСМ-7); определение расхода материалов по нормам и сопоставление с фактическим расходом, что позволит определить приписки в объеме или необоснованный расход материалов.

Наличие переделок некачественно выполненных работ на объекте — одна из причин дополнительного расхода материалов. Внутренний аудитор обязан знать, что при выполнении строительно-монтажных работ могут быть допуще­ны дефекты скрытого характера, проявляющееся в виду специфики строитель­ного производства со временем.

Необходимо систематически контролировать качество и правильность технологии строительно-монтажных работ, в противном случае переделка не­качественно выполненных работ влечет за собой дополнительный расход мате­риалов и увеличение оплаты труда, и, следовательно, себестоимости строи­тельной продукции.

4. По сокращению накладных расходов.

На себестоимость строительно-монтажных работ значительное влияние оказывают накладные расходы, которые являются комплексной статьей. Ауди-тор должен проверить, не только правильность отражения накладных расходов в бухгалтерском учете, но и правильность их распределения по объектам строительства.

Накладные расходы в виду их комплексности проверяются внутренними аудиторами согласно действующей группировке затрат по их элементам: мате­риальным ресурсам; расходам на оплату труда и отчислениям на социальные нужды; амортизационным отчислениям по основным средствам; прочим затра­там.

Создание службы внутреннего аудита в организациях строительного комплекса позволит организовать действенный контроль за работой структур­ных подразделений; осуществлять целевые контрольные проверки, предвари­тельный анализ целесообразности и эффективности предстоящего осуществле­ния хозяйственных операций, что будет способствовать предотвращению нера­циональных и незаконных операций; специалистам получать консультации в отношении правильного документального оформления хозяйственных опера­ций и соответствия их требованиям нормативных актов.

 

 

Лисицкая, Татьяна Владимировна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты