Предприятиям всех отраслей и форм собственности для осуществления непрерывного производственного процесса необходимо стабильное снабжение производственных циклов различными видами ресурсов (материалами и средствами производства) в достаточном ассортименте, количестве и качестве. Задачи по непрерывному, бесперебойному и комплексному обеспечению сырьем, материалами, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами, топливом и прочими видами ресурсов выполняют системы снабжения или материально-технического обеспечения, созданные в границах отрасли или непосредственно на предприятиях. Рациональная организация снабженческой деятельности способствует снижению себестоимости продукции, увеличивает прибыль и рентабельность производства, тогда как недостаточно четко сформированная система снижает эффективность производственно-хозяйственной деятельности, оказывает отрицательное воздействие на сроки выполнения и качество продукции.
Снабженческая сфера деятельности или система материально-технического обеспечения (СМТО) железнодорожного транспорта является одним из центральных звеньев общей системы управления отраслью, оказывающей непосредственное влияние на бесперебойность и безопасность движения, на уровень надежной и устойчивой эксплуатации подвижного состава, повышение рентабельности работы подразделений транспорта, экономию эксплуатационных расходов, снижение себестоимости перевозок и увеличение прибыли.
Па современном этапе система материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта России и его подразделений регламентирована «Положением о порядке материально-технического обеспечения железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта», утвержденного указанием МПС России от 21 октября 1999 года № Л-2389у. В соответствии с указанным Положением при осуществлении материально-технического обеспечения устанавливаются:
- отношения между МПС (ОАО «РЖД»), государственным предпри-
ятием «Росжелдорснабом», железными дорогами (филиалами ОАО «РЖД»),
предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транс
порта (далее подразделениями); - единые формы составления заявок, ведения учета и отчетности
СМТО;- планы (бюджеты) закупок материальных ресурсов (МР);
- основные материальные ресурсы предприятия для самостоятельной
закупки на основе информации «Росжелдорснаба» о среднем уровне цен; - контроль за рациональным использованием предприятиями материальных ресурсов и расходованием средств на их приобретение.
Железнодорожная транспортная сеть снабжения имеет четырехзвенный или трехзвенный (при безотделенческой организации работы дороги) механизм обеспечения подразделений материалами и средствами производства, соответствует общей организации системы управления железнодорожным транспортом и включает ОАО «РЖД», управления железных дорог сети (филиалов), отделения дорог (при отделенческой форме работы) и производственные подразделения хозяйств.
Переход на безотделенческую работу ряда дорог сети изменил схему формирования заявок на материалы (в том числе средства производства) и процесс снабжения производственных подразделений транспорта ресурсами.
В структуре безотделенческого снабжения исключена отделенческая служба системы материально-технического обеспечения (НОДХ), ее функции переданы отраслевым службам дороги. Таким образом, основная транспортная модель снабжения производственных подразделений материальными ресурсами включает следующие этапы:
- производственные подразделения, задача которых в СМТО заключается: в определении потребностей в материалах и средствах производства;
ежемесячном составлении заявок на обеспечение ресурсами с учетом утвержденных объемов работ и предоставлении их в отраслевые службы дороги; - отраслевые службы хозяйств формируют сводные отраслевые заявки
производственных подразделений на основе утвержденных начальником
дороги лимитов потребления и сдают в службу материально-технического
обеспечения дороги (НХ); - службой НХ рассчитываются и ежемесячно составляются сводные
заявки в целом по дороге, утверждаемые в МГТС (ОАО «РЖД») в соответствии с платежным балансом дороги и передающиеся в «Росжелдорснаб»; - задачей государственного предприятия «Росжелдорснаб», с рядом
аналогично функционирующих предприятий, является изучение спроса дорог сети на материалы и средства производства, заключение договоров на
поставку ресурсов и организация материально-технического снабжения
подразделений транспорта ресурсами в необходимом ассортименте, количестве и качестве.
Железнодорожный транспорт на уровне СМТО обладает рядом специфических особенностей.
1. Система формирования запасов материальных ресурсов носит в большей степени централизованный характер, так централизовано дорогам поставляется: дизельное топливо в объеме 100%, материалы в объеме не менее 60%. Принцип децентрализации в полном объеме, в 100%, применяется только при формировании запасов угля для нужд дороги за счет поставок с местных или близлежащих месторождений.
2. Поиск, на протяжении длительного периода времени, путей оснаще
ния подразделений необходимыми ресурсами, через децентрализацию сис
темы снабжения, оказался для железнодорожного транспорта слабо прием
лемым по ряду причин:
- на уровне отделений дорог и производственных подразделений не
обоснованно увеличился объем организационной работы, связанный с по
лучением информации об изготовителях и поставщиках, условиях поставок,
ценах на продукцию (изготовителей и поставщиков), это приводило подразделения нижнего уровня к отвлечению от основной функции — производственной деятельности; - поиск партнеров вынуждал подразделения хозяйств обращаться к
помощи сторонних посреднических организаций, за услуги которых выплачивались соответствующие проценты, что значительно увеличивало стоимость приобретаемой продукции, в результате увеличивалась величина экс-плуатационных расходов, затягивались сроки поставок, и в конечном итоге
оказывало отрицательное влияние на финансовое положение дорог.
3. Наряду с явными преимуществами централизованного снабжения
можно выделить и следующие недостатки:
- получаемые централизованно материальные ресурсы не всегда соответствуют требуемому качеству и ассортименту;
- при выполнении поставок централизованным способом возможна излишняя поставка материалов, связанная с необходимостью полной загрузки
контейнеров или вагонов и вызывающая возникновение избыточных запасов на складах; - цены «Росжелдорснаба» при централизованных поставках порой выше региональных на аналогичные виды материалов и ресурсов;
4. Отдельным отраслевым службам хозяйств дается право самостоятельной закупки материальных ресурсов, так, отраслевые службы: путевого хо-
зяиства имеет право самостоятельно закупать материалы верхнего строения пути, локомотивного хозяйства — смазочные материалы.
В период реформирования транспортной отрасли в открытое акционерное общество Российские железные дороги (ОАО «РЖД») осуществляется переход на новый уровень управления - контроллинг. Основная задача контроллинга скоординировать действия различных служб и подразделений отрасли на достижение оперативных и стратегических целей. Разработка, в рамках контроллинга, различных по содержанию бюджетов (продаж, производства, запасов и закупок, затрат и прочее) позволит целевым назначением осуществлять планирование показателей по утвержденным бюджетам и в дальнейшем выполнять контроль над их исполнением.
С целью повышения эффективности управления материальными ресурсами ОАО «РЖД», дорог сети, отделений дорог и производственных подразделений введено целевое планирование бюджета «запасов и закупок» и бюджета «затрат», составляющей которого являются затраты на формирование и содержание запасов. Бюджет «запасов и закупок» формируется на основе бюджета «производства» и предназначен для планирования, контроля уровня запасов сырья, материалов, в том числе материалов верхнего строения пути (МВСП), готовой продукции, а также для планирования номенклатуры, объема и стоимости закупок, необходимых для выполнения бюджета производства на текущий период и отслеживание выполнения плана по закупкам. Бюджет затрат на формирование и содержание запасов включает следующие элементы затрат: услуги грузовых перевозок; фонд оплаты труда; амортизационные отчисления; материальные затраты и предназначен для осуществления функций планирования и контроля над расходами.
Разработка бюджета «запасов и закупок» материальных ресурсов осуществляется в соответствии с планом целевых бюджетных показателей установленных непосредственно ОАО «РЖД» структурным подразделениям дорог сети и бюджетам «производства» по структурным подразделениям дороги (отделениям и производственным подразделениям). Планирование и контроль бюджетов по целевому назначению призвано обеспечить поддержку в принятии решений по целевому управлению финансово-экономическими результатами.
Стоящие перед отраслью в период реформирования оптимизационные задачи по минимизации затрат и повышению эффективности управления ресурсами, а также ограниченность материальных ресурсов и специфика их использования в отрасли вызывают необходимость в совершенствовании функций управления затратами (планирования, координации, учета, экономического анализа) и усилении функции контроля.
К причинам ограниченности материальных ресурсов следует отнести:
- установленные на уровне МПС (ОАО «РЖД») среднесетевые нормативы использования материалов и лимиты потребления;
- стремление довести сумму ежегодных затрат на формирование и содержание запасов материальных ресурсов до минимума, при этом необходимо соблюдать требуемый технологический уровень безопасности движе-
ния и пропускной способности.
Основными задачами управленческого учета системы материально-технического обеспечения транспорта является управление на уровне подразделений хозяйства, хозяйств дорог и в целом по транспорту за:
- имеющимися в наличии ресурсами и их запасами на складе и эксплуатации;
- поддержанием оптимального уровня запасов материальных ресурсов
на складе; - планированием материальных ресурсов (в стоимостном и натуральном измерении) в соответствии с утвержденными объемами работ, лимитами потребления и запасами (остатками) материальных ресурсов на складах и эксплуатации;
• определением фактических поставщиков специфическими для транс-
порта и прочими видами материальных ресурсов и средствами производст-
ва, установлением снабженческо-заготовительных связей;
• рациональным потреблением ресурсов на всех уровнях производственного цикла.
Решение поставленных задач должно иметь комплексный централизованный характер, направленный, прежде всего на решение внутренних задач по управлению ресурсами и выполняться по следующим направлениям:
- определение и поиск путей поддержания оптимального уровня;
- сбор данных о фактических запасах;
- сравнение фактических запасов с оптимальным уровнем;
- составление заявок, осуществление поставок и отпуск материалов и
средств производства;
• оценка расхода и запаса материалов с целью выявления фактических остатков (запасов) на складе на конец отчетного периода и определение потребного количества ресурсов на планируемый период;
• контроль за использованием и сохранностью материалов;
• разработка концепции управления системы материально-технического обеспечения производственных подразделений, хозяйств и отрасли.
Одним из недостатков действующей схемы управленческого учета в снабжении подразделений материальными ресурсами следует отнести ее слабую информативность. Данная схема направлена на констатацию результатов, полученных в ходе снабженческих и производственных операций и принятие управленческих решений на основе информации, полученной методом сравнения плановых и фактических показателей. При данных обстоятельствах эффективность принятых решений имеет ограниченные возможности, так как при обнаружении разницы между плановыми и фактическими показателями, имеется лишь информация о перерасходе или экономии материальных ресурсов в стоимостном и натуральном выражении.
При этом отсутствует информация о причинах их вызвавших, что не позволяет реально и адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять управленческие решения на устранение различий в будущих периодах
С целью получения более полноценной информации о причинах различий между плановыми и фактическими показателями, а также с целью усиления функции контроля (как за расходованием в ходе производственного процесса, так и точностью исполнения заявок на поставку материальных ресурсов) может быть применена практика зарубежных предприятий основанная не только на сравнении плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении, но и включающая: анализ различий (или отклонений) фактических показателей от плановых по гибкой смете, согласно реально выполненному объему работ (уровню деловой активности); исследование причин вызвавших отклонения; принятие управленческих решений на основе полученной информации.
В соответствии с определением данным Карповой Т.Н. под отклонениями понимается «абсолютное отступление от действующих текущих норм расхода сырья, материалов и других прямых расходов на выполнение работ (изготовление продукции, оказания услуг, выполнение работ) и относительная величина расхождений фактических и сметных затрат». В дополнение к данному определению, по нашему мнению, следует внести «выражающие в стоимостном выражении результаты различий между нормативными (запланированными) на фактически выполненный объем работ и фактическими показателями».
Для принятия управленческих решений предлагается следующая классификация отклонений по материалам, составленная с учетом:
1) по результатам сравнения:
- положительные — плановые показатели выше фактических (экономия);
- отрицательные — плановые показатели ниже фактических (перерасход);
2) по стоимостному или натуральному выражению:
- затратно-стоимостное — определяется в денежных единицах измерения по видам материальных ресурсов между запланированной и фактической стоимостью приобретенных материалов;
- количественное — определяется в натуральных единицах измерения
по видам материальных ресурсов между плановыми или нормативными показателями на фактически выполненный объем работ и фактическими результатами;
3) по оперативности учета:
- учтенное или документированное — к данному типу относятся отклонения, выявленные при помощи расчетов и формул по результатам произведенных операций снабженческой или производственной деятельности;
- неучтенное или недокументированное - определяется методом инвентаризации, к причинам их образования следует отнести: неточности при
отпуске и подсчете остатков материалов; сокрытие брака; приписки в объеме выполненных работ и прочее;
4) отклонения по прямым затратам на материалы:
- общее по материалам - является суммарной величиной отклонений
по использованию и цене материалов; - по использованию материалов - определяется как разница между
нормативным потреблением в пересчете на фактический объем работ (по
гибкой смете) и фактическим потреблением, умноженным на нормативную
(установленную) цену на материалы; - по цене материалов - определяется как разница между нормативной
ценой на материалы и фактической ценой (ценой приобретения материа-
лов), умноженной на фактически потребленное количество материалов.
Оценка расхода и запаса материалов, в том числе остатков материальных ресурсов на складе и в эксплуатации, исполняется на уровне производственных подразделений, служб и хозяйства дороги. С целью выполнения производственного процесса планирование материальных ресурсов, а за тем и формирование заказов осуществляются с учетом остатков запасов материальных ресурсов на складе и в эксплуатации. Для определения средней массы остатков запасов материальных ресурсов на складе и эксплуатации за период времени на уровне производственных подразделений могут применяться самостоятельно разработанные методики. Так, автором разработана и внедрена на уровне дистанции пути методика расчета средней массы остатков запасов материальных ресурсов на складе и в эксплуатации за период времени. Методика основывается на математико-статистической обработке анализируемых показателей (расчете среднего уровня моментного ряда динамики с равностоящими и неравностоящими уровнями с использованием формул средней хронологической моментного ряда и средней хронологической взвешенной) и позволяет производить расчет остатков материальных ресурсов, находящихся в эксплуатации и на складах. Для расчета используются статистические данные бухгалтерской отчетности по производственному подразделению. Универсальность методики заключается в том, что для расчета остатков, могут использоваться как полные отчетные данные за равные промежутки времени, так и выборочные данные за анализируемый период.
К основным результатам анализа особенностей управленческого учета СМТО железнодорожного транспорта можно отнести следующие:
1) в условиях акционирования отрасли в системе снабжения присутствуют как централизованные, так и децентрализованные принципы организации процесса обеспечения производственных подразделений материальными ресурсами;
2) с целью решения задач по повышению конкурентных позиций как
вмутрироссийском, так и международном рынках транспортных услуг, сни
жению издержек, повышению эффективности управления ресурсами отрас
ли и снижению себестоимости продукции осуществлен переход на новый
уровень управления — контроллинг, введение в рамках которого, системы
бюджетов, в том числе бюджетов «запасов и закупок» и «затрат», позволит
выполнять целевое планирование показателей по разработанным и утвер
жденным ОАО «РЖД» бюджетам, осуществлять контроль над их исполне
нием, а на основе мониторинга и анализа расходов обеспечивать поддержку
принятия решений по целевому управлению финансово-экономическими
результатами; действия функций управленческого учета в системе материально-технического обеспечения подразделений транспорта не могут быть в полной мере результативными, причина заключается в слабой информативности, для принятия решений, действующей системы управленческого учета, ограниченной констатацией результатов и сравнением плановых и фактических показателей.
С целью улучшения качества информации (повысить оперативность поступления информации, сделать информацию более полной, доступной и обозримой), а также повышения уровня исполнения контрольной функции предлагается использовать практику зарубежных предприятий, основанную на анализе отклонений планируемых показателей от фактических с выявлением отклонений, исследованием причин их создавших и принятием решений на устранение отклонений в будущих периодах.
Стецюк, Наталья Михайловна