Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 22 октября 2017 года, 11:06:56     

       

Особенности управленческого учета снабженческой сферы деятельности железнодорожного транспорта

Предприятиям всех отраслей и форм собственности для осуществления непрерывного производственного процесса необходимо стабильное снаб­жение производственных циклов различными видами ресурсов (материала­ми и средствами производства) в достаточном ассортименте, количестве и качестве. Задачи по непрерывному, бесперебойному и комплексному обес­печению сырьем, материалами, полуфабрикатами, оборудованием, инстру­ментами, топливом и прочими видами ресурсов выполняют системы снаб­жения или материально-технического обеспечения, созданные в границах отрасли или непосредственно на предприятиях. Рациональная организация снабженческой деятельности способствует снижению себестоимости про­дукции, увеличивает прибыль и рентабельность производства, тогда как не­достаточно четко сформированная система снижает эффективность произ­водственно-хозяйственной деятельности, оказывает отрицательное воздей­ствие на сроки выполнения и качество продукции.

Снабженческая сфера деятельности или система материально-технического обеспечения (СМТО) железнодорожного транспорта является одним из центральных звеньев общей системы управления отраслью, ока­зывающей непосредственное влияние на бесперебойность и безопасность движения, на уровень надежной и устойчивой эксплуатации подвижного со­става, повышение рентабельности работы подразделений транспорта, эко­номию эксплуатационных расходов, снижение себестоимости перевозок и увеличение прибыли.

Па современном этапе система материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта России и его подразделений регламентиро­вана «Положением о порядке материально-технического обеспечения же­лезных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодо­рожного транспорта», утвержденного указанием МПС России от 21 октября 1999 года № Л-2389у. В соответствии с указанным Положением при осуще­ствлении материально-технического обеспечения устанавливаются:

  • отношения между МПС (ОАО «РЖД»), государственным предпри­-
    ятием «Росжелдорснабом», железными дорогами (филиалами ОАО «РЖД»),
    предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного  транс­
    порта (далее подразделениями);
  • единые формы   составления   заявок,   ведения учета  и   отчетности
    СМТО;
    • планы (бюджеты) закупок материальных ресурсов (МР);
  • основные материальные ресурсы предприятия для самостоятельной
    закупки на основе информации «Росжелдорснаба» о среднем уровне цен;
  • контроль за рациональным использованием предприятиями матери­альных ресурсов и расходованием средств на их приобретение.

Железнодорожная транспортная сеть снабжения имеет четырехзвенный или трехзвенный (при безотделенческой организации работы дороги) меха­низм обеспечения подразделений материалами и средствами производства, соответствует общей организации системы управления железнодорожным транспортом и включает ОАО «РЖД», управления железных дорог сети (филиалов), отделения дорог (при отделенческой форме работы) и произ­водственные подразделения хозяйств.

Переход на безотделенческую работу ряда дорог сети изменил схему формирования заявок на материалы (в том числе средства производства) и процесс снабжения производственных подразделений транспорта ресурса­ми.

В структуре безотделенческого снабжения исключена отделенческая служба системы материально-технического обеспечения (НОДХ), ее функции переданы отраслевым службам дороги. Таким образом, основная транспортная модель снабжения   производственных   подразделений   материальными  ресурсами  включает следующие этапы:

  • производственные подразделения, задача которых в СМТО заключа­ется: в определении потребностей в материалах и средствах производства;
    ежемесячном составлении заявок на обеспечение ресурсами с учетом ут­вержденных объемов работ и предоставлении их в отраслевые службы до­роги;
  • отраслевые службы хозяйств формируют сводные отраслевые заявки
    производственных подразделений  на основе утвержденных  начальником
    дороги лимитов потребления и сдают в службу материально-технического
    обеспечения дороги (НХ);
  • службой НХ рассчитываются и ежемесячно составляются сводные
    заявки в целом по дороге, утверждаемые в МГТС (ОАО «РЖД») в соответст­вии с платежным балансом дороги и передающиеся в «Росжелдорснаб»;
  • задачей государственного предприятия «Росжелдорснаб», с рядом
    аналогично функционирующих предприятий, является изучение спроса до­рог сети на материалы и средства производства, заключение договоров на
    поставку   ресурсов   и   организация   материально-технического  снабжения
    подразделений транспорта ресурсами в необходимом ассортименте, количе­стве и качестве.

Железнодорожный транспорт на уровне СМТО обладает рядом специ­фических особенностей.

1. Система формирования запасов материальных ресурсов носит в боль­шей степени централизованный характер, так централизовано дорогам по­ставляется: дизельное топливо в объеме 100%, материалы в объеме не менее 60%. Принцип децентрализации в полном объеме, в 100%, применяется только при формировании запасов угля для нужд дороги за счет поставок с местных или близлежащих месторождений.

2. Поиск, на протяжении длительного периода времени, путей оснаще­
ния подразделений необходимыми ресурсами, через децентрализацию сис­
темы снабжения, оказался для железнодорожного транспорта слабо прием­
лемым по ряду причин:

  • на уровне отделений дорог и производственных подразделений не­
    обоснованно увеличился объем организационной работы, связанный с по­
    лучением информации об изготовителях и поставщиках, условиях поставок,
    ценах на продукцию (изготовителей и поставщиков), это приводило подраз­деления нижнего уровня к отвлечению от основной функции — производст­венной деятельности;
  • поиск партнеров вынуждал подразделения хозяйств обращаться к
    помощи сторонних посреднических организаций, за услуги которых выпла­чивались соответствующие проценты, что значительно увеличивало стои­мость приобретаемой продукции, в результате увеличивалась величина экс-плуатационных расходов, затягивались сроки поставок, и в конечном итоге
    оказывало отрицательное влияние на финансовое положение дорог.

3. Наряду   с  явными   преимуществами   централизованного   снабжения
можно выделить и следующие недостатки:

  • получаемые централизованно материальные ресурсы не всегда соот­ветствуют требуемому качеству и ассортименту;
  • при выполнении поставок централизованным способом возможна из­лишняя поставка материалов, связанная с необходимостью полной загрузки
    контейнеров или вагонов и вызывающая возникновение избыточных запа­сов на складах;
  • цены «Росжелдорснаба» при централизованных поставках порой вы­ше региональных на аналогичные виды материалов и ресурсов;

4. Отдельным отраслевым службам хозяйств дается право самостоятель­ной закупки материальных ресурсов, так, отраслевые службы: путевого хо-

зяиства имеет право самостоятельно закупать материалы верхнего строения пути, локомотивного хозяйства — смазочные материалы.

В период реформирования транспортной отрасли в открытое акцио­нерное общество Российские железные дороги (ОАО «РЖД») осуществ­ляется переход на новый уровень управления - контроллинг. Основная задача контроллинга скоординировать действия различных служб и под­разделений отрасли на достижение оперативных и стратегических целей. Разработка, в рамках контроллинга, различных по содержанию бюд­жетов (продаж, производства, запасов и закупок, затрат и прочее) позво­лит целевым назначением осуществлять планирование показателей по ут­вержденным бюджетам и в дальнейшем выполнять контроль над их ис­полнением.

С целью повышения эффективности управления материальными ресур­сами ОАО «РЖД», дорог сети, отделений дорог и производственных под­разделений введено целевое планирование бюджета «запасов и закупок» и бюджета «затрат», составляющей которого являются затраты на формиро­вание и содержание запасов. Бюджет «запасов и закупок» формируется на основе бюджета «производства» и предназначен для планирования, контро­ля уровня запасов сырья, материалов, в том числе материалов верхнего строения пути (МВСП), готовой продукции, а также для планирования но­менклатуры, объема и стоимости закупок, необходимых для выполнения бюджета производства на текущий период и отслеживание выполнения плана по закупкам. Бюджет затрат на формирование и содержание запа­сов включает следующие элементы затрат: услуги грузовых перевозок; фонд оплаты труда; амортизационные отчисления; материальные затраты и предназначен для осуществления функций планирования и контроля над расходами.

Разработка бюджета «запасов и закупок» материальных ресурсов осуще­ствляется в соответствии с планом целевых бюджетных показателей установленных непосредственно ОАО «РЖД» структурным подразделениям до­рог сети и бюджетам «производства» по структурным подразделениям до­роги (отделениям и производственным подразделениям). Планирование и контроль бюджетов по целевому назначению призвано обеспечить под­держку в принятии решений по целевому управлению финансово-экономическими результатами.

Стоящие перед отраслью в период реформирования оптимизационные задачи по минимизации затрат и повышению эффективности управления ресурсами, а также ограниченность материальных ресурсов и специфика их использования в отрасли вызывают необходимость в совершенствовании функций управления затратами (планирования, координации, учета, эконо­мического анализа) и усилении функции контроля.

К причинам ограниченности материальных ресурсов следует отнести:

  • установленные на уровне МПС (ОАО «РЖД») среднесетевые норма­тивы использования материалов и лимиты потребления;
  • стремление довести сумму ежегодных затрат на формирование и со­держание запасов материальных ресурсов до минимума, при этом необхо­димо соблюдать требуемый технологический уровень безопасности движе-
    ния и пропускной способности.

Основными задачами управленческого учета системы материально-технического обеспечения транспорта является управление на уровне под­разделений хозяйства, хозяйств дорог и в целом по транспорту за:

  • имеющимися в наличии ресурсами и их запасами на складе и экс­плуатации;
  • поддержанием оптимального уровня запасов материальных ресурсов
    на складе;
  • планированием материальных ресурсов (в стоимостном и натураль­ном измерении) в соответствии с утвержденными объемами работ, лимитами потребления и запасами (остатками) материальных ресурсов на складах       и эксплуатации;

•  определением фактических поставщиков специфическими для транс­-
порта и прочими видами материальных ресурсов и средствами производст­-
ва, установлением снабженческо-заготовительных связей;

• рациональным потреблением ресурсов на всех уровнях производственного цикла.

Решение поставленных задач должно иметь комплексный централизо­ванный характер, направленный, прежде всего на решение внутренних задач по управлению ресурсами и выполняться по следующим направлениям:

  • определение и поиск путей поддержания оптимального уровня;
  • сбор данных о фактических запасах;
  • сравнение фактических запасов с оптимальным уровнем;
  • составление заявок, осуществление поставок и отпуск материалов и
    средств производства;

• оценка расхода и запаса материалов с целью выявления фактических остатков (запасов) на складе на конец отчетного периода и определение по­требного количества ресурсов на планируемый период;

•   контроль за использованием и сохранностью материалов;

•      разработка      концепции      управления      системы      материально-технического обеспечения производственных подразделений, хозяйств  и отрасли.

        Одним из недостатков действующей схемы управленческого учета в снабжении подразделений материальными ресурсами следует отнести ее слабую информативность. Данная схема направлена на констата­цию результатов, полученных в ходе снабженческих и производственных операций и принятие управленческих решений на основе информации, по­лученной методом сравнения плановых и фактических показателей. При данных обстоятельствах эффективность принятых решений имеет ограни­ченные возможности, так как при обнаружении разницы между плановыми и фактическими показателями, имеется лишь информация о перерасходе или экономии материальных ресурсов в стоимостном и натуральном выражении.

        При этом отсутствует информация о причинах их вызвавших, что не позволяет реально и адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять управленческие решения на устранение различий в будущих периодах

        С целью получения более полноценной информации о причинах разли­чий между плановыми и фактическими показателями, а также с целью уси­ления функции контроля (как за расходованием в ходе производственного процесса, так и точностью исполнения заявок на поставку материальных ре­сурсов) может быть применена практика зарубежных предприятий основанная не только на сравнении плановых и фактических показателей в нату­ральном и стоимостном выражении, но и включающая: анализ различий (или отклонений) фактических показателей от плановых по гибкой смете, согласно реально выполненному объему работ (уровню деловой активно­сти); исследование причин вызвавших отклонения; принятие управленче­ских решений на основе полученной информации.

В соответствии с определением данным Карповой Т.Н. под откло­нениями понимается «абсолютное отступление от действующих текущих норм расхода сырья, материалов и других прямых расходов на выполнение работ (изготовление продукции, оказания услуг, выполнение работ) и отно­сительная величина расхождений фактических и сметных затрат». В допол­нение к данному определению, по нашему мнению, следует внести «выра­жающие в стоимостном выражении результаты различий между норматив­ными (запланированными) на фактически выполненный объем работ и фак­тическими показателями».

Для принятия управленческих решений предлагается следующая клас­сификация отклонений по материалам, составленная с учетом:

1)  по результатам сравнения:

  • положительные — плановые показатели выше фактических (эконо­мия);
  • отрицательные — плановые показатели ниже фактических (перерас­ход);

2) по стоимостному или натуральному выражению:

  • затратно-стоимостное — определяется в денежных единицах измере­ния по видам материальных ресурсов между запланированной и фактиче­ской стоимостью приобретенных материалов;
  • количественное — определяется в натуральных единицах измерения
    по видам материальных ресурсов между плановыми или нормативными по­казателями на фактически выполненный объем работ и фактическими результатами;

3)  по оперативности учета:

  • учтенное или документированное — к данному типу относятся откло­нения, выявленные при помощи расчетов и формул по результатам произ­веденных операций снабженческой или производственной деятельности;
  • неучтенное или недокументированное - определяется методом ин­вентаризации, к причинам их образования следует отнести: неточности при
    отпуске и подсчете остатков материалов; сокрытие брака; приписки в объе­ме выполненных работ и прочее;

4)  отклонения по прямым затратам на материалы:

  • общее по материалам - является суммарной величиной отклонений
    по использованию и цене материалов;
  • по использованию материалов - определяется как разница между
    нормативным потреблением в пересчете на фактический объем работ (по
    гибкой смете) и фактическим потреблением, умноженным на нормативную
    (установленную) цену на материалы;
  • по цене материалов - определяется как разница между нормативной
    ценой на материалы и фактической ценой (ценой приобретения материа­-
    лов), умноженной на фактически потребленное количество материалов.

Оценка расхода и запаса материалов, в том числе остатков материаль­ных ресурсов на складе и в эксплуатации, исполняется на уровне производ­ственных подразделений, служб и хозяйства дороги. С целью выполнения производственного процесса планирование материальных ресурсов, а за тем и формирование заказов осуществляются с учетом остатков запасов матери­альных ресурсов на складе и в эксплуатации. Для определения средней мас­сы остатков запасов материальных ресурсов на складе и эксплуатации за период времени на уровне производственных подразделений могут приме­няться самостоятельно разработанные методики. Так, автором разработана и внедрена на уровне дистанции пути методика расчета средней массы ос­татков запасов материальных ресурсов на складе и в эксплуатации за период времени. Методика основывается на математико-статистической обработке анализируемых показателей (рас­чете среднего уровня моментного ряда динамики с равностоящими и нерав­ностоящими уровнями с использованием формул средней хронологической моментного ряда и средней хронологической взвешенной) и позволяет про­изводить расчет остатков материальных ресурсов, находящихся в эксплуа­тации и на складах. Для расчета используются статистические данные бух­галтерской отчетности по производственному подразделению. Универсаль­ность методики заключается в том, что для расчета остатков, могут исполь­зоваться как полные отчетные данные за равные промежутки времени, так и выборочные данные за анализируемый период.

К основным результатам анализа особенностей управленческого учета СМТО железнодорожного транспорта можно отнести следующие:

1) в условиях акционирования отрасли в системе снабжения присутст­вуют как централизованные, так и децентрализованные принципы органи­зации процесса обеспечения производственных подразделений материаль­ными ресурсами;

2)  с целью решения задач по повышению конкурентных позиций   как
вмутрироссийском, так и международном рынках транспортных услуг, сни­
жению издержек, повышению эффективности управления ресурсами отрас­
ли и снижению себестоимости продукции осуществлен переход на новый
уровень управления — контроллинг, введение в рамках которого, системы
бюджетов, в том числе бюджетов «запасов и закупок» и «затрат», позволит
выполнять целевое планирование показателей по разработанным и утвер­
жденным ОАО «РЖД» бюджетам, осуществлять контроль над их исполне­
нием, а на основе мониторинга и анализа расходов обеспечивать поддержку
принятия решений  по целевому управлению финансово-экономическими
результатами; действия функций управленческого учета в системе материально-технического обеспечения подразделений транспорта не могут быть в пол­ной мере результативными, причина заключается в слабой информативно­сти, для принятия решений, действующей системы управленческого учета, ограниченной констатацией результатов и сравнением плановых и фактиче­ских показателей.

 С целью улучшения качества информации (повысить оперативность поступления информации, сделать информацию более пол­ной, доступной и обозримой), а также повышения уровня исполнения кон­трольной функции предлагается использовать практику зарубежных пред­приятий, основанную на анализе отклонений планируемых показателей от фактических с выявлением отклонений, исследованием причин их создавших и принятием решений на устранение отклонений в будущих периодах.

 

Стецюк, Наталья Михайловна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты