Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Среда, 27 октября 2021 года, 11:13:33     

       

Организационная и продуктивная структура издательско-полиграфического комплекса в России

Переход России на позиции рыночной экономики требует адекватных решений в области перестройки издательского дела. При этом должны быть пересмотрены как оценка конкурентоспособности печатной продукции, так и методы технологии и организации ее производства.

К сожалению, сегодняшнее состояние отечественного издательско-полиграфического комплекса в лучшем случае можно охарактеризовать лишь как стартовое. Те есть падение объемов полиграфического производства остановлено, но для дальнейшего развития требуются не только большие инвестиции, но и перестройка экономических взаимоотношений организаций комплекса.

Своим бедственным положением российские типографии обязаны приватизации. Точнее — ее отсутствию. На заре рыночных преобразований в России была разрешена приватизация издательских предприятий, но была запрещена приватизация крупных полиграфических комплексов. У неприватизированных типографий не хватало ресурсов для технического развития. Пагубнее всего это сказалось на газетно-журнальной отрасли. Сузился спектр технологических услуг, вслед за ним сократился круг заказчиков, а следовательно, уменьшились и финансовые возможности для реинвестирования. В результате типографии отстали от своих клиентов. Сегодня российские типографии не являются убыточными, но и средств для перевооружения практически не имеют.

Большинство крупнейших предприятий отрасли все же находятся в государственной собственности. На них приходится более 50 процентов объемов     выпущенной  продукции,  хотя  в  денежном   выражении     доля составляет не более 20 процентов.

После распада системы советской полиграфической промышленности и возникновения огромного числа частных типографий практически никто не представляет себе, каково реальное состояние дел в печатной отрасли. Те или иные данные имеются в Госкомстате и Минпечати. Однако они носят сугубо официальный характер и, по признанию специалистов отрасли, далеко не всегда заслуживают доверия. Собственными данными обладает ряд крупных компаний (в частности, в работе использованы сведения, предоставленные крупнейшим поставщиком полиграфического оборудования в Россию компанией «Гейдельберг СНГ»).

По экспертным («Гейдельберг СНГ») и официальным (Минпечати) данным, сегодня полиграфией в России занимаются от 4,7 тыс. до 5,9 тыс. предприятий. В том числе: более 1,2 тыс. государственных учреждений, из них 64 — федерального значения, около 500—600 ведомственных типографий (принадлежащих заводам, НИИ, вузам и т.п.) и 3200—4200 частных компаний. Число последних ежегодно увеличивается на 100—300 единиц.

Свыше трети предприятий — 35% — находится в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, остальные 55% — в провинции. Московские предприятия выпускают 80%, а питерские — 9% всего объема полиграфической продукции. И только оставшиеся 11% приходятся на регионы.

Основной объем рынка издательской продукции (в количественном
выражении) занимают: газеты — 72%, рекламные издания — 21%, журналы
— 4% и книги — 3%. В 2002 году суммарный оборот этого рынка составляет
около $1 млрд. Остальные $800 млн. — это коммерческая печать (этикетки,
упаковка, буклеты и т.п.).                                                                  

Российская пресса сбежала в зарубежные типографии в начале 90-х, потому    что     печататься    дома    было     невозможно.     Технологическая база российской полиграфии безнадежно устарела. Та продукция, которую
способны  были   производить  типографии,   не  устраивала  издателей. Российские газеты базировались на стандарте управления делами ЦК КПСС: однокрасочная, максимум двухкрасочная печать формата А2 в 8 — 16 полос. Такая технология ограничивала приток денег в газету. В черно-белое издание трудно привлечь рекламодателя, к тому же черно-белая реклама — дешевая. Рынок печатных средств массовой информации (далее - СМИ) с начала 90-х годов требует цвета, и потребность эта все возрастает.

Поэтому им остается лишь уповать на инвесторов. Надо сказать, что
надеются типографии не зря. Благодаря российским инвесторам началось
возрождение отрасли. По словам издателей, полиграфия потихоньку  становится бизнесом, причем не с самой низкой  доходностью. При правильном менеджменте этот бизнес может быть достаточно рентабельным. Те полиграфические компании, которые сегодня лидируют на рынке, неоднократно и качественно просчитывали свой бизнес.

Следующая проблема — это недоработанность нормативно-правовой базы, обеспечивающей скорейшую приватизацию типографий. Правда, следует отметить, что за последние годы в этой сфере произошли значительные изменения и, прежде всего, принятие закона о СМИ.

Согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изм. и доп.) «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Средство массовой информации (СМИ) - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат,  буклет,  открытка, иное  изделие  полиграфического  производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Периодическое печатное издание - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год».

«Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным
хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом
форме.  Если  редакция зарегистрированного  средства  массовой информации организуется в качестве предприятия, то оно подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность».

Для осуществления деятельности редакции (издательству) необходимо получить свидетельство о регистрации. В зависимости от территории, на которой распространяется печатная продукция, его, выдает Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций либо территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации на основании заявления учредителя. Заявления рассматриваются регистрирующим органом в течение месяца, после чего выдается свидетельство. Если предприятие планирует выпускать несколько видов изданий, то на каждый вид следует получить свидетельство о регистрации.

Согласно ст. 8 Закона № 2124-1 за учредителем СМИ сохраняется право приступить к производству печатной продукции в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. При пропуске этого срока свидетельство о регистрации признается недействительным.

В соответствии со ст. 14 Закона № 2124-1 за выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 05.04:92 № 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации" (с изм. и доп.) утверждено и введено в действие Положением о порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации, согласно которому сбор за выдачу свидетельства о регистрации СМИ уплачивается организациями.

Крупнейшие российские издательские дома строят собственные типографии, способные печатать большие тиражи в цвете. Газетный рынок истомился в ожидании цветной рекламы. Новые типографии ускоряют процесс «репатриации» российской прессы — заказы от отечественных издателей все активнее перетекают из Западной Европы в Россию. Однако путь на Родину сложен. Главный барьер, мешающий развитию полиграфического бизнеса в России, негибкость регулирующих органов.

Одним из первых, кто показал, что в России можно зарабатывать на печати, и сделал крупные инвестиции в отрасль, была компания «Алмаз-Пресс». Ее почин подхватили и другие участники рынка газетной полиграфии. В Москве сейчас разворачиваются два заметных проекта в этом секторе: модернизация крупнейшего оператора газетного рынка— государственного комбината «Пресса-1» (бывший полиграфический комбинат «Правда»), а также строительство собственной типографии компанией «Экстра-М».

Последний пример очень показателен — не только «Экстра-М», но и другие крупные российские издательские дома сегодня предпочитают обзаводиться собственными типографскими комплексами. «Экстра-М» строит типографию в подмосковном Красногорске.

«Экстра-М» строит типографию на собственные и заемные средства. Коммерческий запуск проекта назначен на первый квартал 2002 года. С

вводом типографии в строй «Экстра-М» превратится в серьезного игрока на рынке производства газетной продукции. По данным Александра Фокина, генерального директора ЗАО «Курсив», дочернего предприятия «Экстра-М», лишь 30 — 35% мощностей типографии будут заняты печатью собственной газеты, все остальное оборудование отдается под сторонние заказы.

Другая организация, пожелавшая обзавестись собственным «печатным двором», — контролируемый ФПГ «Интеррос» издательский холдинг «Проф-Медиа», в который входят газеты «Комсомольская правда», «Известия», «Экспресс-Газета», «Антенна», журнал «Эксперт» и другие. По словам заместителя генерального директора «Проф-Медиа» Евгения Абова, его холдинг сегодня полностью зависит от внешней полиграфической базы. С таким положением в холдинге мириться не хотят.

В отличие от действующей в одиночку «Экстра-М» холдинг «Проф-Медиа» позвал на помощь «варягов» — норвежскую издательскую группу А-Pressen. В обмен на финансирование строительства полиграфической базы норвежцы получили право на покупку 25,01% акций флагманского издания «Проф-Медиа» — газеты «Комсомольская правда». Программа создания собственной полиграфической базы «КП» начинается со строительства типографии в Москве, а затем в течение пяти лет планируется построить еще 12 типографий по всей России.

Среди других потенциальных игроков рынка цветной печати специалисты называют «Аргументы и факты», издательский дом «Мегаполис» (выпускает газеты «Мегаполис-Экспресс», «Россия», «Литературная газета»). В 2002 году должна запустить свою типографию газета «Из рук в руки» — там предполагается печатать не только газеты, но и журнальную продукцию. Типография планирует закупить две машины у немецкой компании MAN Roland.

Некоторые перспективы есть у Типографии им. Пушкина (находится под контролем правительства Москвы) — во всяком случае, для нее уже

приобретена 16-полосная печатная машина. Однако в этой типографии слабый менеджмент. Машина доставлена давно, но до сих пор не запущена. По словам генерального директора «Алмаз-Пресс» Марины Переверзевой, Типография им. Пушкина испытывает серьезные проблемы с логистикой, персоналом и инфраструктурой.

Журнальный сектор отличается от газетного гораздо большей
децентрализацией. Самый крупный оператор — компания «Алмаз-Пресс»
контролирует всего около 10% рынка. Такая ситуация в значительной
степени объясняется самим характером рынка — в России, как и во всем
мире, множество малотиражных журналов. Журнальные заказы выполняются
в небольших     типографиях     на     недорогих     машинах     малой производительности. Несмотря на малую долю рынка, «Алмаз-Пресс» остается своеобразным монополистом — практически никто, кроме этой компании, не обеспечивает качество печати западноевропейского уровня при больших тиражах и за короткие сроки.

Самая большая доля — 72% — в общем объеме производства издательской продукции приходится на долю газет. В 2002 году оборот этого рынка составил $252 млн. Крупнейшими предприятиями здесь являются московские комбинаты «Пресса-1» (бывшая «Правда») и «Московская правда», а также петербургский полиграфический комбинат «Девиз».

По данным «Гейдельберг СНГ», сегодня на одного жителя России приходится 60 экземпляров газет, а с учетом изданий рекламной группы (вроде «Экстра-М» или «Из рук в руки») — 78. В целом в стране печатается 3092 газеты.

Из общего числа изданий 91% (2822 издания) — это черно-белые газеты, оставшиеся 9% (270 изданий) — цветные. При этом на долю ежедневных газет приходится 53%, на еженедельные — 30%, а 17% составляют издания, выходящие с периодичностью от одного до трех номеров в неделю, и ежемесячники.

            Сорок два процента от всего объема производства занимают газеты с тиражами до 100 тыс. экз., 34% — свыше 500 тыс. экз. и оставшиеся 24% — с тиражами от 100 до 400 тыс. экз. На долю газет, печатающихся за рубежом, приходится 17% рынка ($42 млн.), большинство из них— рекламные издания.

Большая часть продаваемых в России газет здесь же и печатается. Лидируют в этом секторе полиграфического рынка мощные комбинаты вроде «Прессы-1», «Московской правды» и т.д. Львиная доля газет печатается в государственных типографиях, не имеющих достаточных средств на обновление оборудования, которое и морально и физически давно устарело. Именно поэтому после прочтения многих центральных газет, не говоря уже о местных, возникает желание вымыть руки. И дело здесь не в содержании статей — помыть руки хочется в прямом смысле слова, потому как после прочтения ежедневной прессы можно смело идти на дактилоскопию. Отпечатки пальцев будут четкими, как будто опытный сыщик только что откатал их специальным валиком с краской.

Несмотря на то, что цветные журналы занимают лишь 4% от общего объема печатных изданий, их «денежный» вес существенно больше, чем у газет: $330 млн. против $252 млн. Это понятно, ведь и бумага, и сама печать «глянцевых» изданий обходятся во много раз дороже.

Крупнейшими игроками на этом рынке на сегодня являются типографии «АЛМАЗ-пресс» (Москва), ГУИПП «Кострома» и «МДМ» (Санкт-Петербург; к «Группе МАМ» никакого отношения не имеет).

По оценочным данным, в настоящее время в России в год печатается 619 млн. экз. полноцветных журналов. Из них 87%, или 538,5 млн. экз., приходится на цветные издания формата А4 и с числом полос 92. Еще 11%— это дайджесты формата А5 (68 млн. экз. в год, 170 полос). Оставшиеся 2% — издания других форматов (12,3 млн. экз., 102 полосы).

Журнальный рынок отличает самая ожесточенная конкуренция между российскими  и  зарубежными  производителями.  И  в  этой  борьбе  наши полиграфисты, к сожалению, проигрывают.

Как уже говорилось выше, более 70% российских журналов печатается за границей. В 2000 году в денежном выражении соотношение импорта и собственного производства выглядело так: российское производство — $103 млн. в год, зарубежное — $227 млн. Как утверждают аналитики, по итогам 2001 года доля импорта возрастет еще как минимум на 10%.

Хотя, заметим, за последние несколько лет качество печати целого ряда российских типографий, таких как «АЛМАЗ-пресс». Смоленский полиграфический комбинат, издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», «Московская типография 13» и других, стало вполне конкурентоспособным в сравнении с финскими или словацкими типографиями, где и печатается значительная часть российских журналов. Скажем, в одной из лучших, по признанию многих специалистов, российских типографий — «АЛМАЗ-пресс» — печатается более 150 журналов, таких как «Космо», Men's Health, Yes, «Базар», «Огонек», Playboy и другие. Однако на сегодня полиграфические комбинаты такого уровня скорее исключение, чем правило, и справиться с печатью всех выпускаемых у нас сегодня полноцветных периодических изданий они попросту не в состоянии.

Несмотря на то, что почти каждая вторая книга Восточной Европы издается в России, в общем объеме издательской продукции на долю книг приходится всего 3%. В деньгах, впрочем, это выглядит гораздо внушительнее: «чистый» оборот книжного рынка в прошлом году составил $237 млн., а с учетом издательских и розничных цен — около $538 млн.

Книжный рынок менее всего ориентирован на импорт. В России издается 93% всех продаваемых у нас книг. За границей же печатается только очень ограниченный «ассортимент» — это качественные альбомы репродукций, подарочные издания, чьи тиражи редко превышают 1 тысячу экземпляров.

Прошедшее десятилетие для российских «книжников» было не самым успешным. Объем тиражей упал с 1,6 млрд. экз. в 1991 до 400 млн. в 1996 году и на этом уровне стабилизировался. Рост наметился лишь в прошлом году, и по итогам года нынешнего суммарный тираж изданных в России книг составит, по прогнозам Минпечати, около 500 млн. экз.

Хотя общий тираж книг, печатаемых в России, и упал примерно вдвое с советских времен, число, названий книг и брошюр, напротив, постоянно растет. Так, в 2002 году, по данным Госкомстата, в России было выпущено около 56 тыс. названий, что является самым высоким показателем за всю историю книжного дела в нашей стране.

Тем не менее, дальнейшие перспективы книжного рынка не так уж и радужны. Пессимистической точки зрения придерживаются в Минпечати, пророча ему стагнацию. Одна из главных причин состоит в том, что Россия перестает быть самой читающей страной мира.

Сейчас свыше 80% книжной продукции приходится на 12 государственных типографий, крупнейшие из которых — «Красный пролетарий», Тверской полиграфический комбинат «Детская литература», Смоленский и Саратовский полиграфические комбинаты, «Первая образцовая типография» (Москва), «Печатный двор» (Петербург), «Ульяновский дом печати», Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты.

Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка — печать рекламной продукций (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш и т.п.). Сегмент этот молодой, но тем не менее уже сложившийся. Сейчас здесь работает более 4,5 тыс. компаний, абсолютное большинство из которых — частные.

.Оценить обороты этого рынка сегодня можно лишь приблизительно, потому как значительная его часть находится «в тени». По данным маркетинговой компаний «Рашн паблйк рйлэйшн групп», общий оборот рынка рекламы в 2000 году в РОССИИ составил около $1,4 млрд. и 22% от этой суммы, то есть более $300 млн., пришлось на рекламную полиграфию.

Основу этого рынка составляют небольшие предприятия, хотя, как и в любом бизнесе, здесь есть крупные игроки. В Москве это, в частности, «Альфа-дизайн», «Линия-Дизайн», «ПолСтар» и «ЛБЛ».

Сегодня, по словам Дмитрия Лаврика, заместителя генерального директора компании «Альфа-дизайн», рынок рекламной полиграфии близок к насыщению, и через год-полтора наступит его «перегрузка».

То, что уровень конкуренции здесь крайне высок, видно даже по динамике цен на рекламную полиграфию. Скажем, рекламная листовка при тираже 1 тыс. экз. без дизайнерской работы на сегодняшний момент стоит $180—240, тогда как в 1995 году ее цена превышала $500. Тысяча экземп­ляров плакатов формата А2 сейчас обходится в $400—500, а 5 лет назад — более чем в $800.

Процесс «приватизации», точнее сказать переход права собственности в полиграфии, с точки зрения рыночной экономики, происходит более цивилизованно. Крупные нефтяные, газовые и другие корпорации, инвестируя средства в издательско-полиграфический комплекс, уменьшают долю государства в сфере издательско-полиграйической деятельности, а зачастую просто выкупают ее. С позиции экономики отрасли это положительный факт, обеспечивающий приток средств, для технического перевооружения издательств и типографий. И как следствие этого процесса издательское дело превращается в серьезный бизнес.

Процесс холгодизации издательско-полиграфического комплекса в России наращивает темпы. Но это в большей мере касается крупных издательств и полиграфических комбинатов. Более мелким организациям, в условиях рыночной экономики, необходимо изыскивать новые формы хозяйствования, обеспечивающие эффективность печатного дела.

К сожалению, российская законодательная база и нормативные материалы, касающиеся процессов холгодизации значительно отстают от

реальной экономики. Это создает определенные трудности как методологического так и методического характера в обеспечении новых экономических структур — издательских холдингов.

Серьезным шагом в решении этой проблемы было постановление Государственной Думы о Федеральном Законе «О холдингах», который до сих пор не утвержден и не опубликован.

Проект закона о холдингах содержит ряд определений, чьи аналоги уже имеются в законодательстве. Например, головная компания трактуется в ГК РФ - «основное общество». Вводятся понятия холдинговых отношений и ряд других положений. В то же время ряд норм, обработанных в ГК РФ, в частности статьи 105 «Дочерние общества» и 106 «Зависимые общества» не нашли своего отражения в Проекте Закона «О холдингах».

И все же после ратификации, значение этого закона трудно переоценить. Он реально может быть юридической основой существования экономических объединений - консолидированных групп предприятий.

 

Кучеренко, Наталья Валерьевна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты