Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Среда, 27 октября 2021 года, 10:48:12     

       

оптимизация затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог

Социально-экономическое развитие государственной экономики неразрывно связано с состоянием автомобильно-дорожного хозяйства как важнейшей составной частью транспортного комплекса отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

Развитие территорий регионов Российской Федерации в условиях становления рыночных отношений во многом определяется активизацией транспортной отрасли, которая в новых условиях хозяйствования превращается в межотраслевую систему. Функционирование рациональной транспортной сети является важнейшим условием создания эффективной транспортной системы, и предназначено для обеспечения потребителей социальными благами и получения экономического эффекта в народном хозяйстве, в том числе в виде сокращения транспортных издержек, повышения рентабельности при использовании транспортных услуг. Эффективная транспортная система должна оптимально сочетать характеристики разветвленности, технического оснащения и протяженности единой сети автодорог. Для этого необходимо оптимальное сочетание затрат на строительство новых дорог, ремонт, реконструкцию и содержание действующих.

Остаются нереализованными возможности влияния развития сети автомобильных дорог на социальную сферу в результате создания условий для стабилизации социально-экономической ситуации и повышения деловой активности, жизненного и культурного уровней людей, роста комфортабельности передвижения населения и высвобождения свободного времени за счет сокращения продолжительности пребывания в пути пассажиров, снижения социальной напряженности в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест в секторе дорожного обслуживания и услуг, развертывания общественных работ с привлечением лиц, не нашедших работу в других отраслях.

Развитие дорожной сети требует вложения инвестиций, объем которых не


соответствует необходимому для создания современных условий по эксплуатации автотранспорта. Сложности с финансированием дорожного хозяйства в последние годы привели к сокращению объемов строительства и реконструкции дорог, недостаточно средств для поддержания требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети.

В существующих условиях недостаточного финансирования дорожной отрасли важнейшей задачей является поддержание сети дорог в надлежащем состоянии с учетом эффективности проводимых мероприятий как для отдельных пользователей дорог, так и для народного хозяйства в целом.

Целью исследования является разработка направлений повышения эффективности использования бюджетных средств на ремонт и содержание региональной сети автодорог.

Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения ряда задач:

проведение анализа формирования и исполнения бюджета дорожного хозяйства Воронежской области;

разработка системы управления содержанием автомобильных дорог как важнейшей составляющей дорожного комплекса;

определение системы факторов, характеризующих размер затрат на содержание автомобильных дорог региона;

выбор и обоснование критериев эффективности мероприятий по ремонту и содержанию автодорог для всех пользователей;

построение алгоритма определения оптимального уровня затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог;

разработка методов оптимального распределения финансовых ресурсов на ремонт и содержание автодорог.

Объектом исследования являются региональные Управления автомобильных дорог, бюджеты дорожного хозяйства регионов.

Предметом исследования являются закономерности формирования и распределения экономических ресурсов, необходимых для содержания региональных автомобильных дорог общего пользования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

усовершенствована система управления содержанием автомобильных дорог, отличающаяся от действующих представлением содержания автодорог не только в качестве элемента управления, но и как отдельной целостной системы;

предложена экономико-статистическая модель определения размера затрат на содержание, учитывающая ряд количественных и качественных характеристик;

разработана экономико-математическая модель оценки эффекта от проведения мероприятий по ремонту и содержанию автодорог, отличающаяся учетом выгод пользователей автодорог;

предложен алгоритм оптимального распределения средств на ремонт и содержание автодорог, отличающийся учетом соотношения затрат и эффекта, и основанный на конкурсном механизме их распределения;

разработан алгоритм планирования и распределения средств на содержание автодорог, отличающийся учетом как специфики работ по содержанию автодорог, так и соотношения необходимых затрат и величины социально-экономического эффекта.

Теоретической основой диссертационной работы послужили труды ведущих зарубежных и отечественных ученых (Х.Адлера, Дж.Риверсона, К.Цезара, У.Хадсона, С.А.Баркалова, Г.С.Белякова, О.К.Безродного, В.Н.Буркова, В.Н.Бугроменко, В.В.Гасилова, Е.Н.Гарманова, Э.В.Дингеса, В.Р.Дорожкина, В.А.Ирикова, А.В.Каца, А.В.Кормишова и др.), публикации в научных сборниках и периодической печати по изучаемой проблеме.

Информационной базой исследования послужили данные региональной статистики,  финансовая  и  бухгалтерская  отчетность управления  автодорог Воронежской области, а также фактические материалы, полученные в ходе исследования.

Обоснованность и достоверность выводов и глубина теоретического исследования, необходимые для научной работы, достигаются за счет использования методов экономико-статистического моделирования, экспертных оценок, методов оптимизации, а также репрезентативности исследованных данных.

Практическая ценность результатов исследования состоит в возможности их применения не только в области содержания автодорог, но и при проведении других видов дорожных работ. Разработанные экономико-математические модели и алгоритмы используются в управлении автодорог Воронежской области и ОАО «Воронежавтодор», о чем имеются акты внедрения.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы были представлены на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (2000-2005 гг.), научно-практической конференции Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2002, 2005 г.г.); международных научно-практических конференциях "Теория активных систем" (Ст. Оскол, 2002г., Воронеж, 2003г.).

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем диссертационной работы 169 страниц, в том числе 31 таблица, 71 формула, 24 рисунка. Список литературы включает 124 наименования.

Реализация работы.

Результаты работы в виде методических рекомендаций, алгоритмов и программ для ПК переданы Управлению автомобильных дорог Воронежской области   и ОАО «Воронежавтодор» для оптимизации затрат на содержание автодорог. Разработанные методические положения используются в учебном процессе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета при подготовке специалистов в области экономики и управления.

На защиту выносятся следующие положения:

система управления содержанием автомобильных дорог;

экономико-статистическая модель определения размера затрат на содержание;

модель оценки эффекта от проведения работ по содержанию;

экономико-математическая модель оптимального планирования содержания автодорог;

алгоритм распределения средств на содержание автодорог. Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ, в том числе в сборниках научных трудов и материалов конференций.

 

 

Шальнев, Олег Геннадьевич




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты