Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 19 мая 2024 года, 13:10:37     

       

Определение критериев оптимальности управления стоимостью ремонта и содержания автодорог

Проведя структуризацию объекта исследования и основных его показате¬лей, необходимо определить входные параметры системы управления. Для приведения всех требуемых ресурсов к единой размерности используется сис¬тема управления стоимостью строительства, так как работы по содержанию ав¬тодорог относятся к данной категории.
Основой системы управления стоимостью в строительстве являются по¬казатели стоимости строительной продукции.
На самом нижнем уровне дерева стоимости (стоимостного инжиниринга) находятся элементные показатели ресурсов и стоимости. На верхнем уровне (вершине дерева стоимости) находится обобщенный показатель - результат ус¬пешной реализации инвестиционного проекта - деятельность всех участников проекта по реализации "своей" части проекта, которая требует большей детали¬зации, более частных задач, более низкого уровня.
Первый уровень (элементные показатели ресурсов и стоимости) форми¬рования стоимости соответствует научно-исследовательским работам, стоимостным расчетам при разработке детальной проектной документации, расчетам при составлении конкретных калькуляций.
На втором уровни начинается агрегирование, создание укрупненных сметных нормативов, основных показателей, используемых при разработке сметной документации на стадиях РД и проектной документации, при состав¬лении актов выполненных работ по форме N КС-2 для взаиморасчетов, при подготовке оферты подрядчика для участия в подрядных торгах.
Третий уровень укрупнения показателей используется при внутрифир¬менном планировании, на стадии проведения подрядных торгов, при разработ¬ке «инвесторской» сметы, при региональном планировании обьемов инвести¬ций, а также при предварительных расчетах стоимости комплексов, этапов, ук¬рупненных показателей для определения сроков работ и авансирования работ.
На пятом уровне происходит окончательное формирование договорной стоимости объекта.
Таким образом, для приведения затрат различных ресурсов, используе¬мых для содержания дорог, возможно и достаточно использовать систему сметных нормативов.
Вариант минимальной стоимости определяется при расчетах сверху вниз дерева агрегирования, когда происходит декомпозиция затрат по исполнителям и факторным признакам.
То есть, в соответствии с изложенными выше положениями, необходимо определить цели использования стоимостных показателей, а также установить факторы, оказывающие наибольшее влияние на стоимость содержания автодо¬рог, определенную на высшем уровне агрегирования стоимости.
Величина затрат на содержание автодорог находится в зависимости от многих факторов, что в наиболее общей форме может быть представлено сле¬дующей формулой:
Z=f(Z/,N,P,R,O,M,S)    
где Z/,— нормативная стоимость выполнения работ по содержанию;
N -интенсивность движения;
Р - природно-климатические факторы, влияющие на состояние дорожной сети;
R - периодичность и качество проводимого ремонта и капитального ремонта; О - обеспеченность региона автодорогами;
М - качест¬во используемых для работ по содержанию строительных материалов;
S - бюд¬жетные средства, выделяемые для выполнения дорожных работ.
Большинство вошедших в модель факторов являются слабо формализуе¬мыми, поэтому определена статистическая зависимость затрат на содержание от протяженности автодорог.
Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи между выбранными признаками, ее направления и приближенной характери¬стикой степени ее тесноты. Наличие взаимосвязи между признаками предпола¬гает их деление на влияющие (факторные) и результативные (зависимые). Группировка, построенная по результативному признаку, служит для предвари¬тельного распознавания связей. Для установления зависимости между призна¬ками используется группировка, построенная по факторному признаку. В дан¬ном исследовании аналитическая группировка может быть использована для выявления зависимости затрат на содержание автомобильных дорог от их про¬тяженности. Зависимость затрат на содержание автомобильных автодорог от их протяженности может быть установлена, если в основании группировки поло¬жить факторный признак — протяженность автомобильных дорог, а по резуль¬тативному - затраты на их содержание и рассчитать средние или относитель¬ные значения для каждой группы. Рассчитанные ряды дают возможность срав¬нить признаки сказуемого для каждой группы: увеличивается, уменьшается или остается постоянным признак сказуемого при изменении группировочного при¬знака.
Объектом исследования стали 79 субъектов РФ, имеющие сети автомо¬бильных дорог. Из них в соответствии с принятой группировкой 20 % составляют районы с малой обеспеченностью автодорогами, характеризующейся про¬тяженностью, 65 % - со средней обеспеченностью, 15 % - с высокой обеспе¬ченностью автомобильными дорогами.
Средние значения затрат на содержание автодорог показывают, что с уве¬личением протяженности дорог в регионе их значение также возрастает. Удельные показатели, рассчитанные на один км протяженности автодорог, снижаются при переходе от первой группы ко второй, но возрастают при пере¬ходе от второй группы к третьей. Однако по отношению к первой группе удельные значения затрат на один км автодорог тоже снижаются.
За меньшее значение показателя протяженности условно принимаем ми¬нимальное значение, равное 195,9 км автодорог (для Ненецкого автономного округа), т. к. интервальная средняя первого ряда имеет значение меньше 0 (6559 - 4277*2=-1995 км). За больший интервал принимаем интервальную среднюю последнего ряда 15113 км (6559 + 4277* 2=-15113 км). Следователь¬но, при возрастании общей протяженности сети автодорог со 195,9 км до 15113 км затраты на содержание автодорог увеличиваются на 392,91 млн. р. (479,14-86,23). Удельные затраты на содержание автодорог, приходящиеся на 1 км, снижаются на 0,026 млн. р., а для среднего значения протяженности автодо¬рог, составляющего 6559 км, снижение удельных затрат составляет 0,03 млн. р.
Проделанная аналитическая группировка позволяет сделать вывод, что увеличение общей протяженности автодорог на 1 км ведет к увеличению за¬трат на содержание на 0,026 млн. р. и к снижению удельных затрат на содержа¬ние на 0,018 тыс. р. на один км
(479,14-86,23)/(15113-195,9)=0,026
(63-36)/(15113-195,9)=0,018    
Следует вывод, что дороги большей протяженности требую меньших за¬трат на содержание, или для снижения инвестиций на содержание автодорог требуется увеличивать их общую протяженность. Следовательно, рассматривая вопросы стратегического планирования, следует принимать решения, направ¬ленные на увеличение протяженности автодорог, которая в регионах РФ зна¬чительно различается, что объясняется их экономическими условиями, скла¬дывающимися на разных этапах развития экономики страны в целом.
С ростом протяженности удельные затраты на содержание автодорог уменьшаются, что является следствием ограниченности средств, направляемых на дорожные работы. Такая ситуация приводит к снижению уровня содержания дорог, что негативно отражается на состоянии дорожной сети региона.
Поскольку данные, характеризующие затраты на содержание автодорог, являются стохастически независимыми, целесообразно выявить зависимость между этим показателем и протяженностью автодорог с помощью метода кор¬реляционно-регрессионного анализа. Особенностью корреляционных зависи¬мостей является изменяемость средних значений переменной величины функ¬ции под влиянием средних значений аргумента. Использование регрессионного метода состоит в определении модели, характеризующей вид связи (линейной, степенной, логарифмической, параболической или многочлен n-ой степени), и определении параметров, входящих в функцию, тип которой выбирается.
Определение неизвестных параметров линии регрессии, выражающей связь между двумя величинами, осуществляется по методу наименьших квад¬ратов, исходя из условия, что сумма квадратов отклонений (разностей) между фактическими значениями зависимой переменной и расчетными значениями, полученными по регрессионной модели, должна быть минимальной.
 Анализ показателей позволяет сделать ввод, что между протя¬женностью автомобильных дорог и величиной годовых затрат на их содержа¬ние существует тесная связь, так как коэффициент линейной корреляции со¬ставляет величину г=0,77607, тяготеющую к единице. Но достоверной можно признать лишь степенную аппроксимации, так как коэффициент детерминации для соответствующего уравнения регрессии только в этом случае составляет величину, большую 0,5 (R =0,8317). В этом случае можно сделать вывод, что на 83 % величина затрат на содержание зависит от протяженности автодорог.
Анализ модели степенного вида позволяет сделать вывод, что при увели¬чении общей протяженности автомобильных дорог на 1 % годовые затраты на их содержание увеличиваются на 0,8337 %.
Кроме зависимости удельных годовых затрат на содержание определено влияние на изучаемый показатель ряда факторов, входящих в модель (1) и обладающих достаточной формализуемостью, на ос¬новании проведенного анализа по регионам России.
Кроме протяженности одним из важнейших факторов, влияющих на затра¬ты на содержание дорог, является качество содержания и характеристики вы¬полняемых работ.
Показатели уровней содержания дифференцированы в зависимости от интенсивности движения. С этой целью автомобильные дороги общего пользования подразделены:
1.    Содержание дороги обеспечивает допустимый уровень безопасности движения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по ус¬ловиям безопасности дорожного движения». Допуска¬ется временное ограничение или временное прекраще¬ние движения автотранспортных средств на отдель¬ных участках по условиям их содержания. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) по причине не¬удовлетворительного содержания дороги отсутствуют.
2.    Содержание дороги обеспечивает уровень выше допус¬тимого. Состояние конструктивных элементов, завися¬щее от содержания, не вызывает необходимость вре¬менного ограничения или временного прекращения движения автотранспортных средств. Допускается, по условиям содержания, снижение разрешенной прави¬лами дорожного движения скоростей автомобилей на отдельных участках протяженностью до 20 % от об¬щей. Не допускается ухудшение условий движения по причине содержания на участках, расположенных в населенных пунктах, на кривых малого радиуса, за¬тяжных спусках-подъемах и на перекрестках. ДТП по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют
3.    Содержание дороги обеспечивает уровень выше сред¬него. Автомобильная дорога и каждый ее конструк¬тивный элемент содержится в состоянии, обеспечи¬вающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. Не допускается снижение скорости движения автомобилей ниже раз¬решенной Правилами дорожного движения по причи¬нам, связанным с содержанием дорог. Допускаются не¬значительные дефекты конструктивных элементов, которые не оказывают влияния на скорость и безопас¬ность движения. ДТП по причине неудовлетворитель¬ного содержания дороги отсутствуют


Шальнев, Олег Геннадьевич



Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты