рынка на максимизацию прибыли позволяет создавать стимулы для роста эффективного производства. При этом критерием эффективности производственной деятельности предпринимателей является степень удовлетворения потребностей общества. Эта потребность выражается в удовлетворенном платежеспособном спросе, отражающем потребительские предпочтения в условиях свободы выбора товара. Реальное удовлетворение потребностей общества возможно только при конкуренции производителей за лучшее удовлетворение потребностей покупателей. Насколько полно они удовлетворяют эту потребность, зависит не только от качества, но и от степени технического совершенства, от способности производства своевременно реагировать на изменение потребительского спроса. Новые технологии, товары и услуги являются важнейшим средством конкурентной борьбы.
Существуют различные критерии оценки деятельности товаропроизводителей. Одним из условий успеха фирмы является конкурентоспособность ее продукции, которая трактуется, как способность, определяемая потребительскими и стоимостными характеристиками товара, быть выгодной при реализации на конкретном рынке в запланированный период времени.
Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для объективной оценки конкурентоспособности товара, изготовитель должен учитывать мнения и критерии оценки потребителя. Поэтому, в первую очередь, необходимо определить критерии, т.е. перечень параметров (факторов), существенных с точки зрения потребителя.
Проанализировав отечественные и зарубежные источники, мы считаем возможным, выделить три основные группы параметров конкурентоспособности
Однако для предприятия-производителя вопрос оценки конкурентоспособности стоит несколько шире. Для него параметры конкурентоспособности расширяются за счет организационных, к которым относятся:
- условия платежей и поставок;
- система скидок;
- комплектность поставок;
- срок и условия гарантий;
- прочие.
Кроме того, немаловажное место в определении уровня конкурентоспособности изделий занимают вопросы имиджа и престижа предприятия и специалистов, работающих над созданием, представлением и продажей новой продукции. Большую роль играет также авторитет самой страны-изготовителя. Показателями престижности могут служить степень признания на рынке, доля продаж предприятия в общем объеме продаж данного товара на данном рынке, динамика роста этих продаж и так далее.
Поэтому ни одно предприятие не должно игнорировать стратегическую необходимость нововведений. Занять достойное место на рынке можно лишь при условии поставки конкурентоспособной продукции, а удержаться
на нем - постоянно обновляя номенклатуру и предлагая покупателям изделия, удовлетворяющие его потребности лучшим образом.
В зарубежной литературе указываются два основных фактора, способствующие обновлению продукции:
- влияние научно-технических открытий (новых идей);
- влияние потребителя (его потребностей).
Исследования по этому вопросу были проведены во многих странах рядом ученых и дали идентичные результаты
Таким образом, по мнению вышеназванных исследователей, из 100 успешно внедряемых нововведений более 75 возникает в ответ на нужды потребителя (рынок, заказы правительства, производственные потребности) и только около 25 — как результат использования новых технических возможностей, предоставляемых изобретениями и открытиями.
Специфика переходного периода в российской экономике предопределила наличие, кроме встречающихся в мировой практике, факторов, способствующих освоению производства новой продукции, рыночного и нерыночного характера:
- Институциональные перемены (смена формы контроля);
- Жизненный цикл товара;
- Изменения моды;
- Производство импортозаменяющей продукции;
- Конверсия военно-промышленного комплекса;
- Перепрофилирование предприятия;
- Социальные и др.
Так, например, освоение новой продукции может инициироваться внешними причинами нерыночного свойства - общественными потребностями в широком смысле, которые выражаются в социальной политике государства или выступлениях общественных движений (например, экологических).
Учитывая, что освоение новых изделий является частью важной народно-хозяйственной проблемы инновационной деятельности предприятия, которая рассматривается в трудах зарубежных и отечественных экономистов И.Шумпитера, Р.Алена, П.Н. Завлина, С.Д.Ильенковой, С.В.Валдайцева и других, представляется целесообразным дать определение, а также рассмотреть экономическую сущность освоения производства новой продукции.
Изучение современных технических и экономических источников, а также действующих нормативных документов показало отсутствие однозначной трактовки понятий "освоение производства" и "новая продукция". Так, Х.Й.Фольмут отмечает: "На практике, часто неясно, что следует понимать под новым продуктом. Встает также вопрос, является ли вариация продукта новым продуктом или лишь продолжается жизненный цикл старого продукта". Вместе с тем, следует отметить универсальность указанного понятия, которое не может быть отнесено только к одной конкретной области знаний.
В инновационном менеджменте под новой (инновационной) продукцией понимаются вновь внедренные или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах. Она включает продукцию на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг). На наш взгляд, это определение не включает в себя обязательных для новой продукции изменений технических характеристик.
В маркетинге "новую продукцию" называют товаром рыночной новизны, то есть это товар, обеспечивающий удовлетворение совершенно новой потребности или более полное и качественное удовлетворение уже существующей. В международной практике понятие "новой продукции" связано с любыми серьезными изменениями в форме, содержании или упаковке продукции, которые имеют значение для потребителя. Главным критерием новизны продукции являются не сами изменения в материалах и компонентах, а то, насколько его отличие от существующих изделий может служить основой для формирования предпочтительного отношения к этому изделию потребителя и может быть использовано в качестве рекламного мотива для характеристики его достоинств. По мнению Х.И.Фольмута, если вариация продукта, его дифференциация впервые выходит на рынок при помощи дополнительной рекламной кампании и стимулирования продаж, и для него возникает новая кривая жизненного цикла, то также можно говорить о новом продукте. Такой подход к определению новой продукции, по нашему мнению, не отражает наличие всех производственных процессов, которые могут привести к изменению существующих изделий или появлению новых.
Инструкцией Госкомстата России № 2-инновация "Сведения о технологических инновациях предприятия (организации)" предусмотрено, что "технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов". При этом, эстетические изменения в продукте, незначительные технические или внешние изменения, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие заметного влияния на параметры, свойства и стоимость изделия не позволяют считать данные изделия "новыми". Т.е. в отличие от определения, применяемого в маркетинге, понятие, данное в инструкции Госкомстата РФ, не позволяет относить к новым те продукты, изменения в которых требуют дополнительной рекламной компании с целью формирования к этому изделию предпочтительного отношения потребителя.
В 60-е годы XX века в нашей стране новыми видами продукции считались изделия, ранее на данном предприятии не производившиеся. Частичное изменение в технологии производства продукции, изготавливающейся на данном предприятии, в ее конструкции, в технико-эксплуатационных данных, в комплектации или в составе потребляемого сырья и материалов, а также в отделке изделий, если они не вызывали введения новой модели (типа) изделия и утверждения на него нового стандарта (технических условий), не давали основания относить такую продукцию к новой.
Позднее для экономического обоснования новых технических решений в машиностроении и металлообработке было введено понятие "новой техники", которая определяется как "...впервые реализуемые в народном хозяйстве результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие изобретение и другие научно-технические достижения" .
При этом А.В.Антонец и А.П.Наливайко отмечали, что вновь осваиваемая техника по технико-экономическим характеристикам должна соответствовать передовым достижениям мировой и отечественной науки и техники.
Большинство специалистов (А.С.Бородкин, А.А.Кашаев,
Ю.П.Анискин, А.В.Проскуряков и др.) относили к новым изделиям, в частности к новой технике, принципиально новые разработки, являющие результатом научно-технических достижений и изделия, модернизированные на новой технической основе, которые отвечают по своим свойствам лучшим отечественным и мировым образцам. Такой же порядок предусматривался и нормативными документами, действующими в нашей стране в различные периоды времени: "новая продукция - изделия, получающие новую качественную характеристику и по своим технико-экономическим показателям отвечающие требованиям современного развития техники. К новым видам продукции также относятся впервые изготовленные в стране комплектующие изделия, которые определяют основные технические параметры новой продукции". Такое понимание новой продукции не отвечает современным требованиям развития рыночной ситуации и требует совершенствования.
Анкетирование, проведенное нами среди руководителей, финансистов, экономистов, главных бухгалтеров и начальников коммерческих служб ряда предприятий Республики Марий Эл показало, что в практической деятельности применяется несколько иная трактовка понятия "новая продукция". В условиях рыночной среды, когда предприятия самостоятельно решают какую продукцию им производить, "новым изделием" для них считается то, что именно они впервые освоили на своих производственных мощностях, та продукция, которая имеет более высокие потребительские характеристики. Поэтому важными критериями отнесения продукции к "новой" являются новизна, практическая применяемость, коммерческая реализуемость. Как непременное свойство и самостоятельная ценность новизна отделяет новое изделие от предшественников. В связи с этим любая новая продукция всегда отличается по каким-либо признакам от существующего класса подобных изделий, и это отличие обладает определенной ценностью.
Новизна - свойство продукции, действующее определенный период времени. Этот период ограничивается наступлением срока ее морального старения, который определяется исходя из того, как изделие по мере использования теряет свою первоначальную меновую стоимость, или в связи с тем, что подобное изделие начинает воспроизводиться дешевле или лучшее изделие вступает с ним в конкуренцию.
Таким образом, по нашему мнению, к товару, обладающему новизной в соответствии с экономической сущностью этого понятия, относят:
1) принципиально новый товар, удовлетворяющий новые потребности;
2) принципиально новый товар, удовлетворяющий существующие потребности;
3) обновленный товар с лучшими характеристиками;
4) известный товар, но новый для данного рынка;
5) товар, обладающий новизной определенной части выполняемых функций.
Вышеизложенные определения с разных сторон характеризуют понятие новой продукции. По нашему мнению, на современном этапе развития
экономики, учитывая специфику деятельности предприятий-производителей,
под "новой" следует, понимать:
- продукцию, которая еще не разрабатывалась и не осваивалась ни одним предприятием;
- продукцию, имеющую аналоги, но являющуюся новой для самого предприятия;
- продукцию, модифицированную на данном предприятии, имеющую принципиально новые технические характеристики.
При этом под продукцией понимаются товары, работы и услуги, а под принципиально новыми техническими характеристиками - функциональные признаки, конструктивное решение, состав применяемых материалов, которые оказывают влияние на параметры, свойства и предполагаемое использование изделия и существенно отличают его от ранее производимой продукции.
Таким образом, основными характеристиками рассматриваемого понятия "новая продукция", по нашему мнению, являются:
- результат научно-технического достижения;
- более высокие технические, экономические и эксплуатационные свойства;
- более высокий уровень удовлетворения потребность общества в продукции;
- предпочтительный выбор современного потребителя;
- индивидуальная цена продукции.
Производство новой продукции, как главный фактор обеспечения стабильности предпринимательских структур, осуществляется с целью решения коммерческих задач, экономического роста и конкурентоспособности. Коммерческая направленность определяет новое изделие как экономическую целесообразность, осознанную через потребности рынка.
Жизненный цикл новой продукции зависит от многих факторов. Поэтому новую продукцию можно классифицировать. Научная классификация является методом исследования множества объектов путем их разделения на группы (классы) по определенному общему признаку, представляет собой способ познания сущности, содержания, степени сходства и различия объектов.
Существует несколько вариантов классификации новой продукции по видам новизны. Например, доцент К.И.Саенко предлагает следующую дифференциацию продукции:
1) собственно новая продукция, не имеющая аналогов и впервые изготовленная в стране;
2) новая продукция, имеющая прототипы, полностью удовлетворяющая ту или иную аналогичную потребность, но существенно отличающаяся от ранее выпускавшейся продукции;
3) продукция, частично улучшенная при сохранении основных характеристик.
Данная классификация позволяет установить довольно четкие критерии новизны продукции, учитывает уровень сложности обновления и
величину с этим связанных затрат. Однако, она не отвечает в полном объеме принятому нами определению новой продукции.
В действующей практике, для составления статистической отчетности применяется иная классификация, предусмотренная инструкцией Госкомстата России № 2-инновация "Сведения о технологических инновациях предприятия (организации)". Согласно такой классификации выделяется:
- принципиально новая продукция в составе продуктовых инноваций;
- продукция, подвергавшаяся усовершенствованию в течение последних трех лет.
При этом, в первую группу включается продукция, основанная на принципиально новых технологиях либо на сочетании новых применений существующих технологий. Область применения, эксплуатационные характеристики, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов должны отличаться в сравнении с ранее выпускавшейся в мире продукцией.
Во вторую группу входит продукция уже существующая в стране и мире, параметры которой в значительной степени усовершенствованы или модифицированы. При этом улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одного или более технических подсистем (для комплексной продукции).
Данная классификация основывается на сравнительных характеристиках продукции и сроке, в течение которого произошли изменения в изделии. Она понятна и удобна для практического применения, но на наш взгляд, не в полной мере принимает во внимание отраслевые особенности новизны разных видов продукции. Существуют значительные различия между затратами на освоение новых продуктов, например, в пищевой промышленности и машиностроении.
Кроме того, она не учитывает, что большинство российских предприятий при создании новых изделий широко используют западные образцы, видоизменяя и приспосабливая их к особенностям и требованиям отечественного потребителя. Поэтому, с нашей точки зрения, новую продукцию по виду новизны, следует классифицировать как:
- радикальную, к которой относятся изделия, созданные на основе научных открытий, оригинальных конструкторских и технологических решений;
- комбинаторную, когда используются различные сочетания конструктивного соединения элементов;
- модифицированную, когда происходит дополнение исходных конструкций, принципов, форм.
Однако, классификация только по видам новизны не в полной мере обеспечивает проведение более точной идентификации каждого нововведения. Поэтому в данной диссертационой работе нами предложены дополнительные признаки классификации новых изделий.