Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Суббота, 30 мая 2020 года, 16:25:02     

       

Неоклассическая школа и теория предельной полезности

Новое направление классической экономической школы стало развиваться со второй половины XIX века. Наиболее видные представители: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас. Ученые — экономисты исследовали экономические явления и категории в масштабе фирмы (микроэкономика), и в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В своих исследованиях они   применяли   принципиально   новые   методы   экономического   анализа.

          Например, в основе определения цены в классической школе по А. Смиту лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (издержками производства), в маржинальной экономической теории цена формируется посредством предельной полезности продукта и увязывается с его потреблением. Экономисты-классики считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналисты рассматривали экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся   материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

В 70-80 годы XIX века экономисты-неоклассики австриец К. Менгер, англичанин У. Джевонс и француз Л. Вальрас, независимо друг от друга, разработали теорию предельной полезности.

Основное положение теории К. Менгера о предельной полезности: ценность товара определяется не затратами труда, а его потребительной стоимостью (полезностью). Под общей полезностью понимается суммарное удовлетворение потребностей от всего потребляемого количества. Под предельной полезностью понимается та польза, которую она доставила в процессе потребления этого продукта. Экономисты австрийской школы утверждали, что цена и стоимость товара - одно и тоже, стоимость предмета определяется его субъективной оценкой: товар стоит столько, сколько за него платят. Другими словами, сама оценка полезности товара определялась психологической характеристикой с позиции конкретного человека, поэтому первый этап маржиналистского направления в науке принято называть «субъективистским направлением».

Категорию «издержки производства» представители австрийской школы трактовали так же субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. Издержки не содержат никаких реальных затрат факторов производства. К. Менгер отвергает трудовую теорию стоимости, утверждая, что «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о  ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности». Этот факт ученый доказывает, приводя пример о ценности бриллианта. Смысл его заключается в том, что его ценность не зависит от того: случайно нашли этот минерал или затратили труд на его добычу. К. Менгер считает, что измерить ценность бриллианта можно тем количеством «услуг», которых можно лишиться, в том случае, если он нам не принадлежит.

Представители «новых» маржинальных экономических идей стали называться неоклассиками и выступать в качестве преемников классической политической экономии, а их теория получила название «неоклассической». Неоклассическая школа взяла из классической школы анализ внешних форм, основанный на описательном методе А. Смита. Предметом исследования неоклассической школы являются проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. В развитие экономической науки на данном этапе наибольший вклад внесли англичане А. Маршалл и Дж.Р. Хикс, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.

Альфред Маршалл (1842-1924) - один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер кембриджской маржиналистской школы. Главным трудом А. Маршалла является «Принципы экономики», который был издан в 1890 году, где он дает характеристику экономической категории «полезность». Ученый отмечает, что полезность соотносительна «желанию» или «потребности». Измерить полезность можно косвенно и меру ей составляет цена, которую человек готов заплатить за удовлетворение своего желания. У человека существует бесконечное множество потребностей, но каждая из них имеет свой предел. А.Маршалл выводит закон убывающей предельной полезности. Смысл его заключается в том,   общая   полезность   вещи   для   человека   возрастает   вместе   с   каждым

приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекаемая из него выгода возрастает убывающим темпом. Предмет, который человека просто убедили купить, ученый назвал предельной покупкой.

Ученому, впервые в экономической науке, удалось связать закон спроса и уменьшающуюся предельную полезность, «перевести этот закон...  на язык

цен». Введение в анализ временного фактора позволило А. Маршаллу
соединить факторы спроса и факторы издержек. Представители
«субъективистского направления» маржинализма отрицали роль издержек в
формировании меновой стоимости товара и определяли ее ценностью со
стороны спроса. Однако заслуга А. Маршалла сострит в том, он преодолел эту
односторонность. Ученый доказал важную роль издержек производства,
отметил, что эта роль зависит от длительности рассматриваемого периода. Чем
период короче, тем больше влияние спроса, чем длиннее - тем больше влияние
издержек производства. А. Маршалл объясняет это тем, что «влияние
изменений в издержках производства требует для своего проявления, как
правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе».9Ученый считал,
что цена формируется под влиянием спроса и предложения. Цена спроса
определяется предельной полезностью, а цена предложения - предельными
издержками. Этот эффект в экономической науке получил название «Ножницы
Маршалла».         

В своем труде Маршалл рассматривал основные и дополнительные издержки, отмечал, что возникают трудности, когда одно подразделение предприятия поставляет сырье его другому отделению. Данные проблемы решаются либо варьированием элементами структуры производства, либо с помощью пропорционального отношения дополнительных издержек к основным или к сумме оплаты затраченного на их производство труда.

 


Ученый ввел понятие чистого продукта и предела. По его мнению, каждый наделенный талантом бизнесмен на свой собственный риск ставит эксперименты с целью найти новый метод для того, чтобы обеспечить наибольшую эффективность предприятия. Его задача - просчитать эффективность каждого фактора производства, которые он применяет или новых факторов, которыми он предполагает заменить уже существующие. Бизнесмен высчитывает, какая доля чистого продукта, т.е. чистой прибавки к стоимости его валового продукта, получена в результате данной деятельности. Чистый продукт получается путем вычитания дополнительных издержек, вызванных каким-либо нововведением и прибавлением суммы побочных сбережений. Бизнесмен старается использовать каждый фактор производства до того предела, при котором чистый продукт этого фактора не превышает цены на его приобретение. А. Маршалл отмечает, что предельное использование какого-либо фактора приводит к тенденции убывающей отдачи от увеличения его использования. Далее ученый приходит к выводу, что предельное использование факторов и издержки не регулируют стоимость, а сами, наряду со стоимостью, регулируются общими отношениями спроса и предложения. Когда спрос намного превышает предложение, ожидаемый от дополнительного предложения доход равен издержкам на его производство после вычета амортизации. Тогда возникает новое предложение.

Ученый выявил , закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. В рыночной экономике крупные предприятия в силу постоянно возрастающей экономии от более рациональной организации производства, внедрения прогрессивного оборудования, имеют возможность снижать цены на производимую продукцию, что создает определенные преимущества перед конкурентами. Чтобы объяснить эту закономерность, А. Маршалл вводит понятие «репрезентативная фирма» - разновидность средней фирмы. С возрастанием объема производства какого-либо товара, ее размеры увеличиваются,  что  способствует снижению  затрат  и  получению  большей


выгоды. Ученый вывел два экономических закона: возрастающей и постоянной отдачи. Первый из них гласит: «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала... дает пропорционально более высокую отдачу...». Из второго закона следует: «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции». А. Маршалл акцентировал свое внимание на том, что в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи находятся в постоянном противоречии. Таким образом, с расширением производства издержки либо снижаются, либо развиваются параллельно темпу роста продукции, ни в коей мере не опережая ее рост. А. Маршалл разделил издержки на переменные и постоянные составляющие и доказал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. Ученый считал, что основным мотивом, побуждающим фирму покинуть рынок, является превышение ее затрат над уровнем рыночной цены.

Экономисты-неоклассики   изучают   внешние,        функциональные   связи   между   экономическими   явлениями,   законы   экономической   формы,    без раскрытия их сущности. Сильной стороной неоклассической школы, по моему мнению, является то, что она дает реальные знания об управлении экономикой.

 

Сайфиева Светлана Николаевна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты