Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 25 августа 2019 года, 14:00:18     

       

Международные стандарты серии ISO 9000

Современной базой для внедрения концепции всеобщего управления качеством на предприятиях служат разработанные в 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации при участии США, Канады, ФРГ, пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества). В этих стандартах были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию.

Все стандарты ISO имеют рекомендательный характер, но неисполнение их указаний относительно системы качества уменьшает рыночную конкурентоспособность продукции, так как на мировом рынке товаров все большее значение приобретает неценовая конкуренция. Одна из причин появления неценовой составляющей конкурентоспособности товаров состоит в том, что в мировой экономике происходят интеграционные процессы, а для этого необходимо преодолевать нетарифные барьеры в торговле, связанные с недопущением на рынок некачественной продукции. Следующая причина – в постоянно увеличивающемся числе потребителей с индивидуализированными требованиями к качеству продукции. Это требует, чтобы в системе управления качеством происходило регулярное согласование требований к качеству продукции в каждом сегменте рынка с реальными возможностями удовлетворить их. Кроме того, во взаимоотношениях между потребителями и производителями возросло значение обеспечения гарантии надежности поставок продукции требуемого качества, а также в заданный срок и по согласованной цене. Все это привело к необходимости ввести международные стандарты на системы качества.

Если система управления и обеспечения качества продукции (система качества) предприятия-изготовителя удовлетворяет требованиям МС ISO, то для потребителя это служит некоторой гарантией того, что поставщик обеспечивать потребителя продукцией требуемого качества. Часто только по этой причине заключаются или не заключаются контракты купли-продажи. Следовательно, для предприятий (особенно для выходящих со своей продукцией на внешний рынок) соблюдение стандартов системы качества ISO (или соответствующих им ГОСТ) есть фактор повышения рыночной конкурентоспособности их продукции. Именно поэтому предприятия стремятся добровольно сертифицировать свои системы качества на соответствие их требованиям МС ISO.

Анализ содержания МС ISO по системам качества продукции показывает, что многие их положения содержатся в отечественных нормативно-технических и других документах. Однако в общих подходах к построению и функционированию систем качества, отраженных в МС ISO 9000, есть и новые положения.

Во-первых, система управления качеством может считаться эффективной и соответствующей требованиям ISO только в том случае, если выпускаемая предприятием-изготовителем продукция отвечает требованиям потребителя. Из этого следует, что продукция, не нужная потребителю, не может быть признана качественной, а у изготовителя нет удовлетворительной системы качества.

Во-вторых, если предприятие выпускает несколько видов продукции, то по каждому из них должна быть создана своя подсистема обеспечения качества.

В-третьих, действие системы качества распространяется на весь жизненный цикл продукции (сквозное управление качество).

Получившаяся система стандартов (точнее ее подмножество - 9001-9003) обладает определенной вложенностью, то есть каждый последующий стандарт определяет систему качества для более узкой области, нежели предыдущей.

Проведенный анализ положений МС ISO 9000 и сопоставление их с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ISO, базируются на одной общей методологии, а именно - на комплексном управлении качеством продукции. В стандартах ISO закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП.

Несмотря   на   определенную   схожесть   в   подходах,   эти   системы   имеют существенные отличия, заключающиеся в следующем:

Отечественные предприятия строили КС УКП главным образом ради производства, в то время как система качества, регламентированная стандартами  ISO, разрабатывается прежде всего для потребителя.

КС    УКП   затрагивает   главным    образом   управляющую   часть проблемы качества, в то время как система качества, основанная на ISO, распространяется и на базис - организацию проектирования и производства, технологию,   материально-техническое  снабжение   и  другие  факторы,   которые определяют стабильность качества.

Неотъемлемым элементом  системы  качества,  основанной  на ISO, является маркетинг. Отсутствие подобного элемента в КС УКП исключает возможность надлежащего изучения требований потребителя.  Известно, что уровень затрат на эксплуатацию, т.е. цену потребления, являющуюся одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции, более чем на 80% определяют характеристики, закладываемые на начальных этапах разработки продукции. На стадии рабочего проектирования и изготовления опытного образца можно воздействовать на 15% общих затрат, а когда изделие передается в
производство, эти возможности уменьшаются до 5%. Включение принципов и положений маркетинга в систему качества дает возможность обеспечить 95% конкурентоспособности новой продукции.

В отличие от КС УКП, в системах качества ISO сделан упор на экономические аспекты системы качества, на связь между качеством продукции и результатами экономической деятельности предприятия.

Система качества ISO содержит такие отсутствующие в КС УКП элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, организация учета, оценки и оптимизации затрат на обеспечение качества и другие.

Сравнительный анализ показал, что хорошо функционирующая КС УКП может обеспечивать более 70% требований стандартов ISO 9000. Однако следует отметить, что процесс внедрения стандартов ISO в России идет медленно.

Главная причина этого состоит в том, что идеология стандартов ISO входит в противоречие с действующим до сих пор хозяйственным механизмом. Потенциал системы качества, основанной на базе этих стандартов, раскрывается полностью только в рыночных условиях. Именно тогда начинают работать практически все элементы "петли качества" (маркетинг, материально-техническое обеспечение, техническая помощь и обслуживание), создаются условия для выбора политики в области качества, эффективного применения статистических методов управления качеством, а главное - у предприятий появляется экономическая заинтересованность в постоянной работе над качеством. Кроме того, анализ принципов построения стандартов ISO 9000 показывает, что они содержат ряд положений, требующих глубокой перестройки работы по повышению качества. Выделим три важнейших из них:

Во-первых, система управления качеством на базе стандартов ISO 9000 будет эффективной только в том случае, если выпускаемая предприятием продукция отвечает запросам потребителя. Это требование системы качества на базе стандартов ISO является ключевым для понимания жизненности системы в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, стандарты ISO 9000 устанавливают требование, согласно которому система обеспечения качества должна разрабатываться к продукции конкретного вида. При этом цели по достижению качества, требования к изготовлению, контролю, испытаниям и т.д. формируются в конкретных показателях и применительно к тем разработчикам, конструкторам, технологам и рабочим, к тем станкам и испытательному оборудованию, которые участвуют и используются при создании продукции данного вида. Работа по качеству, таким образом, организуется с учетом специфики продукции, особенностей ее разработки и изготовления.  

Основной  вывод  из  этого  сводится   к  тому,  что   фундаментом эффективно действующей системы обеспечения качества является выполнение необходимых, с точки зрения качества, требований к материальному производству по всему циклу создания и эксплуатации продукции.

В-третьих,   в  стандартах  ISO   ставится  ряд  требований   к  материально-техническому обеспечению. Организация материально-технического обеспечения - дело самого предприятия. Главное здесь - умение найти нужного поставщика и заинтересовать его совместной работой, привязать к себе на основе экономической заинтересованности. Акцент при этом делается на то, что предприятие устанавливает тесные рабочие контакты и систему обратных связей с каждым поставщиком, оказывает ему организационную и научно-техническую помощь, вплоть до финансовой поддержки, помогает в подготовке и переподготовке кадров.

Наряду с внутренними проблемами существуют трудности, которые проистекают из-за несовершенства самих стандартов ISO 9000. Выделим два основных:

Первый недостаток состоит в том, что стандарты ISO 9000 приспособлены,  главным образом, для проверки систем, а не для их. проектирования. Основным  принципом,   формирующим   состав   и   структуру   управления,   является   "петля качества".  Этапы  "петли  качества"  раскрываются  в   виде   общих  требований, предъявляемых    к    ним    с    позиции    обеспечения    качества    продукции.

Предполагается,   что   все   это   должно   прорабатываться   отдельно   на   каждом предприятии;   с   учетом   возможностей,   особенностей   структуры   и   организации производства.

Вторым недостатком международных стандартов ISO 9000 является то, что в них не проработаны вопросы учета затрат на обеспечение качества и оптимизации этих затрат. Стратегия поиска надежных поставщиков комплектующих изделий, сырья и материалов, формирования с ними устойчивых связей должна, наряду с       гарантией   качества   поставляемой   продукции,   включать   гарантию   того,   что поставщик поставляемой продукции постоянно работает над сокращением потерь от брака, снижением себестоимости своих изделий в целом и тем самым оказывается способным уменьшить цену на них.  Уверенность в этом создает потребителю условия для повышения конкурентоспособности своих изделий, связанной, как известно, не только с качеством, но и с ценой. Поэтому в международные стандарты качества целесообразно включить методические и организационные вопросы учета затрат на обеспечение качества, так как большинство предприятий такую работу в настоящее время не проводят. Не зная фактических затрат и потерь, связанных с обеспечением качества продукции, не оптимизируя эти затраты, нельзя организовать наилучшим образом действие системы управления качеством.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: для разработки и реализации управленческих решений по обеспечению качества изготовления продукции необходим значительный объем плановой, технологической, статистической информации, данных бухгалтерского и оперативного учета.

Для оценки результатов управленческих решений используются, как правило, данные планирования (прогнозирования) и бухгалтерского учета. Отсюда вытекает большое значение бухгалтерского учета затрат на качество в решении задач по повышению качества изготовления продукции. Целью учета затрат на обеспечение качества является информационные моделирование управленческих процессов обеспечения качества в соответствии с утвержденной политикой в области качества, контроль, анализ и оптимизация затрат на всех стадиях петли качества.

Под организацией учета затрат на обеспечение качества понимается комплекс мер по установлению порядка и методов сбора, обработки, накопления сведений о затратах, доведения информации до руководства высшего, среднего и низшего звеньев, ее анализа и принятие при необходимости корректирующих мер.

Проверяя систему качества на предмет ее соответствия международному стандарту ISO 9001, сертифицирующий орган должен удостовериться, что предприятие имеет предпосылки для выпуска качественной продукции. Наличие у предприятия сертификата свидетельствует лишь о том, что предприятие в потенциале способно производить качественную продукцию.


Что касается экономического обоснования достижения данного качества продукции, то предприятие само должно беспокоиться об экономических сторонах любого вопроса, в том числе, и касающегося качества. Во что обходится хорошее качество, сколько стоят отказы и переделки - это вопрос не регламентации требований, а жизни и успеха самого предприятия.

Именно    поэтому    уже    в    первой    версии    серии    ISO    9000: 1987 г. экономические аспекты качества кратко описывались лишь в стандарте 9004, подготовленном   как   справочное   пособие,   и   отсутствовали   в   стандартах, предназначенных для сертификации. Та же ситуация была и со стандартами 1994 г. В новой версии стандартов описание экономических аспектов качества практически исчезло из стандарта ISO 9001:2000.  В  разделе «Управление ресурсами»,  в его  вводной части  (6.1.1),   в числе  ресурсов,  подлежащих управлению в интересах всех заинтересованных сторон, в числе последних названы финансовые ресурсы. В новом стандарте нет разделов или пунктов, специально посвященных экономике качества. Однако, нельзя утверждать, что данный вопрос остался вне рамок серии ISO 9000 в целом. Косвенно затраты и прибыль присутствуют во всех трех стандартах - ISO 9000, 9001 и 9004:2000. Прежде всего, в терминологическом стандарте ISO 9000:2000 введены понятия эффективности     (effectiveness),     т.е.     «степени     воплощения     в     жизнь запланированных   работ   и   достижения   запланированных   результатов»   и результативности (экономичности) (efficiency), т.е. «соотношения достигнутого результата    и    использованных    ресурсов».  

 Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации ввел в рассмотрение два термина-эффективность и результативность. Однако второй термин было бы более правильно и точно называть «экономичностью».  Это придало бы многим тезисам  стандартов  большую четкость и  ясность,  обеспечивая  их лучшее понимание,   а   среди   толкователей   стандартов   сократило   бы   количество разночтений.  Далее,  в  окончательном  тексте  стандарта,  в  отличие  от  его проекта,  первый термин «эффективность»    (effectiveness)   отнесен    и  к обеспечению, и к улучшению качества. Второй же термин   «экономичность» (efficiency) увязан только с улучшением качества.

Зафиксированные в стандарте ISO 9000, понятия эффективности и экономичности упоминаются всякий раз, когда уместно, в разделах и пунктах двух других стандартов (ISO 9001 и 9004), заостряя внимание пользователей стандартов на необходимости отслеживать степень реализации принятых решений и помнить о затратах и об экономичности, учитывать их и обосновывать.

Далее, в новых стандартах одним из краеугольных принципов систем менеджмента качества провозглашен «акцент на потребителя». Это означает, что вопросы экономики качества, оставаясь «головной болью» руководителей предприятий, косвенно, через цену, влияют на того самого потребителя, который желает покупать продукцию, качественную и приемлемую по цене.

По своей сути, стандарты ISO 9000 являются в большей степени техническими, регламентирующими «как нужно производить продукцию нужного качества», а не «как нужно производить продукцию нужного качества с наименьшими затратами». Таким образом, экономические стороны качества пронизывают ауру новых стандартов, но все конкретные стороны вопроса остаются за их рамками, что предоставляет предприятиям огромное поле для творческой работы в данной области.

 

Коломиец, Павел Эдуардович

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты