Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 25 августа 2019 года, 13:22:45     

       

Методы исследования эффективности затрат на качество

Для каждого промышленного предприятия, работающего в условиях рынка, одной из основных становится задача рассчитать, обосновать и обеспечить проектный уровень качества продукции с минимальными затратами. Вместе с тем, повышение уровня качества продукции все в большей степени влияет на величину общественно необходимых затрат. В условиях ограниченности материальных и трудовых ресурсов это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма управления качеством, в частности совершенствование системы экономической информации о величине затрат на обеспечение качества продукции и оптимизация этих затрат.

За рубежом исследования в этом направлении начали проводиться в 50-х годах. В 1964 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК) провела первую конференцию. В дальнейшем на каждом международном форуме вопросу анализа затрат на качество уделялось особое внимание.

В нашей стране проблемами учета затрат на качество начали заниматься в 70-х годах. В научном плане эти исследования касались определения понятия и классификации затрат на качество. Сам термин «затраты на качество» появился в 80-х годах. До этого рассматривались только затраты на повышение качества, которые выявлялись из сравнения изделия с аналогом. Одно из ранних определений: «Затраты на качество - затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия определенного качества». Данное определение только перечисляет элементы затрат, но не приводит их экономического смысла. Другое определение: «Затраты на качество - затраты предприятия, призванные обеспечить выполнение требований потребителя, затраты живого и овеществленного труда на производство конкретной продукции, которая должна удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности потребителя, и связанные как с созданием, так и с обеспечением качества изготовления продукции». Дальнейшее развитие определение затрат на качество получило в формулировке, указанной в стандарте МС ISO 9000 «2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: «Затраты на качество - все затраты на планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для удовлетворения установленных и предполагаемых потребностей потребителя». Данное определение разработано и применяется в рамках системы качества по стандартам МС ISO серии 9000.

Однако, несмотря на многолетнюю работу отечественных экономистов, целый ряд аспектов учета затрат на качество остается неисследованным. В частности, в настоящее время не решены однозначно вопросы о составе затрат, четко не выделены их основные виды, недостаточно разработаны методы их определения, планирования и распределения. Особенно остро эти проблемы стоят перед предприятиями, внедряющими международные стандарты, где затраты на качество являются одним из элементов системы качества, предполагается также их системный учет и соответствующая отчетность.

Коломиец, Павел Эдуардович

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты