Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Суббота, 30 мая 2020 года, 16:17:54     

       

Механизм формирования запасов и характер потребления материальных ресурсов производственными подразделениями путевого хозяйства

Основной задачей путевого хозяйства железнодорожного транспорта яв­ляется содержание пути в состоянии, обеспечивающем безопасное и беспе­ребойное движение поездов с установленными скоростями, обеспечение длительных сроков службы пути и сооружений, проведение предупреди­тельных работ по своевременному устранению причин, вызывающих неис­правность пути, земляного полотна, искусственных сооружений, проведе­ние профилактических мер по снего-, песко- и водоборьбе. Достиже­ние задач осуществляется через выполнение работ по текущему содержа­нию и ремонту пути, земляного полотна, искусственных сооружений и за­висит от ряда факторов:

грузонапряженности участков и воздействия поездных нагрузок на путь;

уровня машинизации и механизации;

влияния региональных природно-климатических, инженерно- и мерзлотно- геологических условий;

численности, квалификации работников и специалистов;

степени материально-технического обеспечения и воевременности
снабжения различного вида ресурсами.

Своевременное материально-техническое обеспечение материалами и средствами производства для путевого хозяйства, так же как и для прочих хозяйств и подразделений отрасли является основополагающим элементом в выполнении утвержденных (плановых) и срочных (внеплановых) объемов работ.

Материально-техническое обеспечение производственных подразделе­ний путевого хозяйства железнодорожного транспорта выполняется соглас­но установленным и утвержденным дорогой объемам работ, среднесетевым нормам расхода материалов, лимитам потребления и исполняется в двух направлениях:

ресурсное обеспечение дистанций пути (ПЧ),

ресурсное обеспечение прочих подразделений путевого хозяйства (путевых машинных станций - ПМС, рельсосварочных поездов - РСП, ще­беночных заводов — РПЗ, шпалопропиточных заводов — ПШ, дистанций за­щитных лесонасаждений — ПЧЛ),

Снабжение дистанций пути материалами и средствами производства обеспечивают следующие службы дорог:

служба «П» (пути и путевого хозяйства) — верхним строением пути (шпалы, рельсы), ремонтными комплектами, стрелочными переводами, крестовинами;

служба «LLI» (хозяйства сигнализации и связи) — соединителями, изоляциеи;

• служба «НХ» (хозяйство материально-технического обеспечения до­роги), в том числе «НОДХ» (отделенческая система материально-технического обеспечения) при отделенческой структуре управления доро­гой - путевыми инструментами, оборудованием, механизмами, железом, трубами, краской и прочими материалами.

Снабжение материальными ресурсами и производственными запасами прочих подразделений путевого хозяйства Дальневосточной железной до­роги обеспечивается по схеме, составлен­ной на примере ПМС ДВЖД.

Схема материально-технического обеспечения ПМС и прочих подразде­лений, в отличие от дистанций пути, имеет более сложную структуру. Объ­емы работ, виды ремонтов и потребность в материалах разрабатываются отделами службы «Пути и путевого хозяйства» (техническим отделом - объе­мы, отделом капитальных работ — потребность в материалах) и утвержда­ются начальником дороги (Н). Разработанные, утвержденные планы и со­ставленные на их базе планы годовой потребности на материалы и прочие виды ресурсов направляются в ОАО «РЖД» (ЦП), где подвергаются кор­ректировке, внесению предложений, и затем получают окончательное ут­верждение.

Заявки на поставки;

Информация,    подтверждающая    получение    заказа    на    поставку и сроки поставки;

Поступление материалов на склады

Согласно теоретическому анализу корректировка планов годовой потребности путевого хозяйства ДВЖД на уровне ОАО «РЖД», направлена на занижение требуемого количественного объема материальных ресурсов не­обходимого для выполнения утвержденных объемов работ. Подобный под­ход, со стороны управляющей компании к потребностям хозяйств филиалов дорог, имеет как положительные моменты, так и отрицательные. К положи­тельным моментам следует отнести вынужденную необходимость путевых хозяйств дорог:

содействовать и оказывать помощь в проведении исследовательских работ, направленных на разработку ресурсосберегающих технологий;

внедрять перспективные технологи, способные обеспечивать эконо­мию материальных, денежных и трудовых ресурсов хозяйства и транспорта
в целом;

обеспечивать сохранность ресурсов и контроль над их использовани­ем.

Отрицательным моментом является ограниченность материальных и де­нежных ресурсов, вызывающая не всегда и не вполне обоснованную их эко­номию.

В дополнение следует отметить, что механизм по­ставки материалов, отражающий специфику производственной деятельно­сти подразделений хозяйства, осуществляется через процедуру заключения договоров с поставщиками. На Дальневосточной железной дороге основную функцию по заключению договоров выполняет отдел промышленных пред­приятий. Схема выбора поставщиков, заключение договоров с последую­щим принципом поставки материалов с пояснениями, включает три основ­ных этапа.

1. Выбор поставщиков.

Основными поставщиками путевого хозяйства Дальневосточной же­лезной дороги являются государственная организация «Росжелдорснаб» и


предприятия поставщики Департамента пути и сооружений, при этом выбор других поставщиков, выступающих как сторонние организации, осуществляется по следующим перечисленным принципам:

ценовому, базирующемуся на ценах установленных и рекомендуе­мых «Росжелдорснабом» и Департаментов пути и сооружений;

территориальному или месту расположения поставщика;

рекламному;

комплексному, включающему различные сочетания из выше пере­численных принципов;

сложившимся  долгосрочным  производственно-хозяйственным  свя­зям.

2. Механизм заключения договоров.

Начальным этапом в схеме заключения договоров является собственно договор, предоставленный и подписанный поставщиком в адрес службы «Пути и путевого хозяйства» отдела промышленных предприятий. Полу­ченный договор рассматривается сотрудниками отдела совместно с эконо­мистом, по результатам рассмотрения составляется протокол разногласий. В дальнейшем документ поступает в отдел цен с целью определения ценовых позиций поставщика и согласования с ценами рекомендуемыми «Росжел­дорснабом» и Департаментов пути и сооружений. Утвержденный в эконо­мической службе (НН) договор направляется в финансовую службу (НФ). Задача службы НФ регулирование вопросов оплаты и перечисления денеж­ных средств за материалы в адрес поставщика (по предоплате, либо по от­грузки, либо по получению). В случаях заключения договора со сторонними предприятиями, не рекомендованными «Росжелдорснабом» или Департа­ментов пути и сооружений отделом экономической защиты осуществляется проверка поставщика на надежность. В результате проверки данный отдел дает рекомендации в возможности дальнейшего сотрудничества или его  прерывании. В случаях получения рекомендации о дальнейшем сотрудни­честве юридическая служба (НЮ) рассматривает условия договора, а также права и обязанности сторон. Заключительным этапом механизма заключе­ния договора можно считать утверждение составленного и рецензированно­го договора начальником дороги (Н) и его регистрация юридической служ­бой (НЮ).

3. Механизм поставки материальных ресурсов.

Механизм поставки материальных ресурсов на склады дороги в адрес путевого хозяйства Дальневосточной железной дороги, представлен на примере путе­вых машинных станций (ПМС).

Поставки материальных ресурсов на склады дорог в адрес подразделений пу­тевого хозяйства ДВЖД осуществляются по условиям договора. Предприятия, осуществляющие поставки оповещают Департамент пути и сооружений и до­рожную службу «П» телеграммами в виде копий разнарядок.

Рассмотрев механизм формирования запасов материальных ресурсов не­обходимо отметить влияние, оказываемое на уровень запасов, плана по объ­емам и видам работ. Причем если объемы работ по видам ремонта (капи­тальному, среднему, подъемочному и прочее) достаточно предсказуемы и планируемы, соответственно и запасы материальных ресурсов на выполне­ние указанных работ также планируемы, то прогнозирование объемов работ по текущему содержанию пути и постоянных устройств предсказать на дли­тельный период не всегда возможно. Причина заключается в том, что со­стояние пути и постоянных устройств подвергается регулярному изменению за счет физического воздействия на них подвижного состава и возникающих сил трения в точках контакта колеса с рельсов, а также природно-климатическому воздействию, поэтому формировать запасы на выполнение данного вида работ с высоким уровнем точности достаточно сложно.

К основным факторам, формирующим характер потребления материаль­ных ресурсов производственными подразделениями путевого хозяйства, от­носятся:

фактическое состояние пути (балльность) и постоянных устройств;

сезонность выполнения работ.

В условиях Дальневосточного регионала спрос на материальные ресур­сы снижается с наступлением зимнего периода. В этот период в основном выполняются работы по текущему содержанию пути и постоянных уст­ройств и работы направленные на снегоборьбу (снежные заносы), то есть работы по поддержанию пути в работоспособном состоянии. В свою оче­редь с наступлением весеннего, летнего и осеннего сезонов происходит су­щественное увеличение спроса на материальные ресурсы для устранения, постепенно проявляющихся дефектов пути и путевых устройств (осадка, пучение), полученных в результате суровых погодных условий зимнего пе­риода региона и прочих физических факторов. Вследствие этих причин сис­тема управления запасами путевого хозяйства ДВЖД в еще большей степе­ни, чем по отрасли в целом, подвергается сезонным колебаниям спроса на материальные ресурсы и зависит от физического состояния пути и путевых устройств.

Сезонные колебания спроса от изменения объема работ на материальные ресурсы подтверждаются показателями затрат за период с 1998 по 2002 года, составленном по данным дистанции пути (ПЧ—5) станции Хаба­ровск-1 филиала ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дороги. На гра­фиках (рисунок 2.6) прослеживаются периоды с минимальной (зима) и мак­симальной (осень) потребностью в материальных ресурсах в стоимостном выражении.

Анализ положения позволил объединить затраты на ресурсы и объемы работ по месяцам внутри кварталов. Это дало более четкую картину, харак­теризующую изменения спроса на материалы в зависимости от сезонных колебаний объемов работ. В результате разбиения года на кварталы выявлено, что минимальная потребность в материалах наблюдает­ся в первом квартале (соответствует наименьшему в году объему работ), максимальные значения типичны для второго и четвертого кварталов, что объясняется увеличением объемов работ по результатам проведения ве­сенних и осенних диагностических обследований участков пути.

Разделение материалов дистанции пути на составляющие (материалы верхнего строения пути — МВСП и прочие материалы) по кварталам позво­лило сделать следующие выводы:

характер колебаний спроса на материальные ресурсы зависит от ис­пользования при выполнении работ материалов верхнего строения пути
(МВСП), кривая материалов верхнего строения пути практи­чески точно повторяет характер колебаний общей величины затрат исполь­зуемых в работе ресурсов;

кривая прочих материалов имеет относительно ровный характер с тенденцией на увеличение во втором и четвертом кварталах, что объясняет­ся результатами проведения весеннего и осеннего диагностического обсле­дования участков пути.

В связи с выявленным характером кривых и с целью минимизации за­трат на начальной стадии их формирования (обеспечение материалами производственного процесса) необходимо сохранить раздельное, по видам материалов (прочих материалов и материалов верхнего строения пу­ти), снабжение подразделений путевого хозяйства материальными ресур­сами. Для материалов верхнего строения пути наиболее оптимальной яв­ляется система накопления, применяемая в соответствии с Указанием МГТС России от 19 октября 1999 года С-2305у «О нормах наличия и запа­сах материалов верхнего строения пути».

Данная система, по мнению автора, на сегодняшний день, максимально учитывает особенности про­изводственного характера подразделений путевого хозяйства и техноло­гический процесс подготовки данных материалов к использованию в про­изводстве.

С целью демонстрации значимости для путевого хозяйства материалов относимых к категории прочие (в противовес бытующему мнению о большей значимости материалов верхнего строения пути) предлагается анализ структуры материальных ресурсов, используемых в производст­венной сфере деятельности дистанций пути (ПЧ) филиала ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дороги. Согласно анализу прочие материалы, в стоимостном выражении, в общей структуре материальных ресурсов со­ставляют в среднем 50 %, а порой и более процентов, и являются одним из возможных объектом к решению задач по минимизации затрат, за счет рационального управления указанной категорией материалов и их запа­сами (в том числе при формировании запасов) и усиления функции кон­троля над их потреблением.


Если при формировании МВСП практикуется система накопления, то при формировании прочих материалов наилучшие результаты могут быть достигнуты за счет применения разработанных в логистике систем управ­ления запасами адаптированных к рыночным условиям хозяйствования и обладающие способностью учитывать особенности производственной (в том числе особенности технологических процессов), снабженческой и хо­зяйственной сфер деятельности подразделений и направленные на сниже­ние затрат по созданию и содержанию запасов через определение опти­мального уровня запаса, то есть экономически целесообразного количест­ва материальных ресурсов (без чрезмерных излишков и дефицита) для выполнения производственных программ в установленном временном пе­риоде.

Действующая система материально-технического обеспечения путево­го хозяйства, рассмотренная и обобщенная на примере ДВЖД, представ­ляет собой сложный производственно-управленческий механизм, задачей которого является рациональная организация комплексного, непрерывно­го и бесперебойного обеспечения подразделений хозяйства необходимым количеством, качеством и ассортиментом материально-сырьевых, а также производственно-технических ресурсов с целью выполнения работ по со­держанию пути, постоянных устройств и искусственных сооружений, обеспечивающих выполнение графика движения поездов и безопасность движения. Однако начавшаяся с 2002 года на ДВЖД передача функций снабжения от службы пути в службу материально-технического обеспе­чения может не дать положительных результатов в улучшении организа­ции снабжения производственных подразделений дороги. Вывод основан на мнении специалистов (экономистов и бухгалтеров) и подтвержден опытом некоторых дорог осуществивших передачу

функций снабжения от службы пути в службы СМТО. Нецелесообразность передачи объясняется нарушением сложившегося механизма снаб­жения, разрывом устойчивых связей с поставщиками, необходимостью освоения сотрудниками службы пути новой номенклатуры изделий и со­ответственно технологий ремонта и обслуживания пути.

Потребление материальных ресурсов подразделениями путевого хо­зяйства Дальневосточной железной дороги имеет неравномерный сезон­ный характер. Причина заключается в сложных природно-климатических, мерзлотных и геологических условиях Дальневосточного региона, оказы­вающих влияние на состояние пути, постоянных устройств, искусствен­ных сооружений, а также на планирование объемов работ по их текущему содержанию и ремонту и соответственно на величину затрат, включаю­щих стоимость материальных ресурсов для выполнения работ, затрат на создание и содержание запасов. С целью минимизации затрат на создание и содержание запасов материальных ресурсов, относимых к категории прочие материалы, и обеспечения производственных подразделений не­обходимым их количеством для выполнения работ, может быть примене­на одна из логистических систем управления запасами, позволяющая с учетом индивидуальных особенностей поставок, технологического харак­тера производства разработать схему выполнения поставок, произвести расчеты оптимального уровня запаса на складе и размера заказа поставки.

Эффективность управления затратами в системе материально-технического обеспечения зависит не только от правильности выбранной системы управления запасами, но и от того насколько целесообразно и оперативно приняты управленческие решения при планировании матери­альных ресурсов, с целью выполнения производственных программ в бу­дущих периодах.

 

Стецюк, Наталья Михайловна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты