Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Вторник, 31 марта 2020 года, 01:46:16     

       

Кодирование причин и виновников отклонений

Принцип кодирования широко предлагался в 80-е годы XX века, в период внедрения на предприятиях нормативного метода учета затрат. На базе изученного материала, для подразделений путевого хозяйства, выявлена и предложена примерная номенклатура основных причин отклоне­ний и виновников их создавших, а также система кодирования с целью уп­рощения обработки и систематизации информации, полученной в ходе ана­лиза отклонений.. Предложенные коды причин и виновни­ков отклонений могут быть использованы как для снабженческой, так и про­изводственной сфер деятельности отраслевых хозяйств, в том числе и путе­вого.

 Разработка форм проведения анализа отклонений по прямым затратам на материалы и отчета о результатах.

Формы проведения анализа и отчета о полученных результатах могут быть разработаны на уровне подразделений хозяйства самостоятельно. Глав­ным требованием при этом является наличие обозримости производственной ситуации в документальном выражении достаточной для принятия управлен­ческих решений по устранению выявленных отклонений.

Предлагаемые к использованию системы контроля в зависимости от сфе­ры деятельности имеют отличительные особенности. Так для осуществления функции контроля в снабженческой деятельности выполнение контрольных действий ориентированы на следующие показатели:

план по закупкам материальных ресурсов, формирующийся на базе
информации (заявки) от производственных подразделений о необходимом
количестве материалов для выполнения запланированных и утвержденных
дорогой работ по видам и объемам в натуральном и стоимостном выражении;

рекомендуемые «Росжелдорснабом» и фактические цены на материалы;

фактические показатели  по результатам снабженческих  операций и
наличие запасов материалов на складе в натуральном и стоимостном выра­жении;

фактические показатели по результатам производственной деятельно­сти в пересчете на гибкую смету.

С целью достижения наилучших результатов в вопросе сокращения за­трат на хранение и содержание запасов материальных ресурсов фактические показатели должны иметь максимально приближенное значение к планируе­мым показателям (без чрезмерных излишков или дефицита), именно на это и должен быть нацелен контроль в снабженческой деятельности. Осуществле­ние контрольных действий за состоянием уровня запасов на складе, выдача материалов со склада и отслеживание потребности материалов в производст­венных подразделениях должны выполняться систематически в оперативном порядке. Исполнителями данных операций должны выступать работники складов, ориентированные на определенную категорию материалов по отрас­левым хозяйствам. Информация об объемах потребления и отклонениях от планового значения (по первоначальной и по гибкой смете) должны посту­пать от производственных подразделений на склад. На основе полученной информации необходимо провести анализ ситуации и принять решение о не­обходимости оформления заказа. В случае применения предлагаемой в под­разделе 3.2 системы управления запасами принятие решения должно быть направлено на оформление одного из видов заказа планового, внепланового или совмещенного.

Для осуществления контрольной функции над материальными ресурсами (в стоимостном и натуральном выражении) в производственной сфере дея­тельности подразделений путевого хозяйства необходимо ориентироваться на следующие показатели:

реально выполненный объем работ;

рекомендуемые «Росжелдорснабом» и фактические цены на материа
лы;

нормативную смету затрат на материалы на реально выполненный
 объем работ (по гибкой смете);

фактические затраты на реально выполненный объем работ.

В отличие от снабженческой сферы деятельности в производственной не требуется строгого соблюдения плановых показателей (объема работ и по­требности в материалах). Выполнение объемов работ и соответствующее этому объему потребление материалов зависят как от плановых, так и опера­тивных задач. Основной целью функции контроля в производственной дея­тельности является наблюдение за исполнением рационального потребления материалов согласно установленным нормативам и нормам. Для достижения

этой цели в работе предложена система контроля материальных ресурсов в стоимостном и натуральном выражении с обратной связью и элементами анализа отклонений плановых показателей от фактических.

Выполнение контрольных действий предлагается прово­дить поэтапно.

Составление жесткой сметы согласно плану работ. Выполняется со­вместно техническим и экономическим отделами производственных подразделений. Задача техотдела составление жесткой сметы в натуральных едини­цах измерения, экономического в стоимостном выражении.

Планирование затрат осуществляется экономическим отделом на ос­нове представленной информации, отделами снабжения, о фактической цене
материалов и плана по объемам и видам работ.

Производственный процесс.

Фактические результаты. Включает фиксирование реально выполненного объема работ и фактического потребления материалов в натуральных единицах из­мерения. Исполнителями, данного этапа, функций контроля должны выступить ру­ководители низшего звена (бригадиры, мастера), являющиеся ответственными за выполнение производственного процесса.

Для выполнения с пятого по девятый этапы предлагаются два сценария действия.

Сценарий 1. Выполнение этапов осуществляется на уровне техотдела и экономического отдела производственного подразделения.

5.       Составление гибкой сметы в натуральном и стоимостном выражении
на реально выполненный объем работ выполняется по данным предоставлен­ным с мест потребления материалов (мест возникновения затрат: бригад, околотков, участков) о количестве потребленного материала и реально вы­полненном объеме работ.

Сравнение показателей по гибкой смете и фактическим результатам
на реально выполненный объем работ.

Анализ  отклонений   подразумевает расчет  отклонений   по  прямым
затратам   на   материалы:    общего   отклонения,   отклонения    по   цене    и
отклонения по использованию материалов.

Исследование причин вызывающих отклонения устанавливаются на
основе информации полученной при помощи: анализа ситуаций, соблюдения
норм и нормативов потребления материалов, инвентаризации, сопоставления
цен и др.

Проведенное исследование является базой для принятия управленче­ских решений на уровне руководства производственного подразделения или
хозяйства.

Преимуществом данного сценария является то, что информация об от­клонениях формируется в одном месте, что упрощает процесс принятия ре­шений. При этом следует рассматривать введение в обязанности штата со­трудников техотдела и экономического отдела дополнительной работы по расчету гибкой сметы, операций по сравнению показателей, анализу и иссле­дованию отклонений с выявлением причин отклонений или выделение из штата ответственного по выполнению данных работ.

Сценарий 2. Выполнение этапов с пятого по девятый предлагается осуществлять следующим образом:

5-7. Составление гибкой сметы, сравнение показателей, анализ отклоне­ний. Выполнение этапов вводится в обязанности мастера участка, наличие компьютерной базы и владение информационными технологиями мастером упрощает выполнение перечисленных этапов;

Исследование причин вызывающих отклонения. Осуществление дан­
ной операции возлагается на технический отдел производственного подраз­деления;

Право на принятие управленческих решений, аналогично сценарию 1,
остается руководителям производственного подразделения или хозяйства.

Преимуществом сценария 2 является оперативность и достоверность ин­формации получаемой мастером участка непосредственно после выполнения производственного процесса. Это позволяет, в рамках компетенции мастера, принимать управленческие решения и меры по устранению отклонений в бу­дущих производственных периодах на более ранних срока.

Разработанные и представленные: схема формирования управленческих решений для снабженческой сферы деятельности (в адрес путевого хозяйст­ва) и система контроля затрат в производственной сфере деятельности (непо­средственно для производственных подразделений хозяйства) выступают эффективным инструментом не только для оперативного анализа и управле­ния затратами, материальными ресурсами и их запасами, но и как:

источник информации для принятия управленческих решений;

критерий оценки деятельности отдельных работников и структур;

элемент психологической мотивации работников к качественному вы­полнению работ и служебных обязанностей;

стимул к внедрению рационализаторских предложений в организации
управленческих процессов сфер деятельности, а также в управлении запаса­
ми и потреблении материальных ресурсов.

Перечисленные возможности предлагаемой контрольной системы в рам­ках управленческого учета содействуют решению оптимизационных задач, направленных на приведение издержек в соответствие с объемами выпол­няемых работ на уровне производственных подразделений через усиление функции контроля на различных уровнях производства и сфер деятельности транспортных предприятий.


Представленные в главе методические разработки направлены на дости­жение корпоративной (отраслевой) цели по минимизации затрат железнодо­рожного транспорта и предполагают в рамках управленческого учета:

осуществить переход на новый (не применяемый ранее на Дальнево­сточной железной дороге) уровень управления запасами материальных ре­сурсов на основе логистической системы, адаптированной к условиям произ­водственной деятельности и особенностям технологического процесса под­ разделений хозяйств отрасли;

обеспечить принятие, эффективных управленческих решений и уси­лить   функцию   контроля   в   снабженческой   и   производственной   сферах деятельности посредством анализа отклонений.

Следует отметить, что проведение анализа отклонений на основе гибкой сметы позволит дать аргументированный ответ о наличии или отсутствии на складах сверхнормативных запасов материальных ресурсов, являющихся ак­туальной проблемой Дальневосточной железной дороги.

 

Стецюк, Наталья Михайловна

 

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты