Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Суббота, 24 июля 2021 года, 12:11:42     

       

Классификация затрат, включаемых в себестоимость турпродуктов при их производстве, продвижении и реализации

Управление затратами турорганизации начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что затраты как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют и ниже будут использованы различные подходы к классификации затрат, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. Совокупность представленных классификаций позволит дать полное представление о феномене затрат и их основных характеристиках. Следует еще раз отметить, что классификация затрат не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек.

Не смотря на свою значимость, классификация затрат турорганизации остается    до    конца    не    разработанным    вопросом.    В    методических рекомендациях делается попытка упорядочить классификацию затрат и методов их учета. В связи с этим предусматривается деление затрат по отношению к производственному процессу на производственные и коммерческие, в зависимости от способа включения их в себестоимость туристского продукта на прямые и косвенные (накладные). По видам затраты группируются по элементам и по статьям калькуляции. Однако такая классификация не являлась исчерпывающей, и не решала основных задач поставленных перед нею, требованиями управленческого учета. Поэтому возникла необходимость в ее доработке и уточнении.

Правильное использование системы классификации затрат позволит анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Вся эта информация объективно необходима менеджерам для управленческого учета.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

  • расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера
  • полученной прибыли;
  • принятие управленческого решения и планирование;
  • контроль  и регулирование  производственной деятельности  центров
  • ответственности

Решению каждой из названных задач будет соответствовать своя классификация затрат

Для расчета себестоимости туристского продукта и определения размера полученной прибыли затраты в туризме могут классифицироваться на на прямые и косвенные.

Текущие затраты, произведенные турорганизацией в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость турпродукции, которая будет сформирована в последующие отчетные периоды (например, расходы на аренду помещения), и предстоящие (затраты, которые в данном отчетном периоде еще не совершены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты туристской фирмы за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков работников).

Прямые затраты это затраты туристкой организации, возникающие при формировании туров, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К таким издержкам относятся расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов турпродуктов. Прямые расходы обычно включают заработную плату работников, непосредственно занятых в данном туре, транспортные расходы, оплату проживания, питания в период данного тура. Прямые затраты, при формировании турпродукта, туроператоры сразу относят на счет 20 «Основное производство».

Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования, например затраты по управлению и обслуживанию процесса формирования турпродукции (накладные): международные телефонные переговоры, оплата услуг доступа в Интернет, изготовление рекламной (каталогов) и сувенирной продукции, арендная плата.

Косвенные расходы расчетным путем распределяются между соответствующими видами турпродукта, по одному из следующих вариантов:

  1. пропорционально     одному     виду     прямых     затрат,     например пропорционально фонду оплаты труда;
  2. пропорционально   общей   величине   прямых   затрат   (чаще   других вариантов применяется в туристских организациях;
  3. пропорционально   нормативным   величинам   косвенных   расходов.

Нормативная величина косвенных расходов берется из анализа фактических косвенных расходов за предшествующий отчетный период, например за 3 месяца, а при условии равномерного объема реализации туристских услуг - по месяцам либо по сезонам;

      4. по    методу   прямого    счета.    Предположим,    косвенные   расходы туроператора за отчетный период составили 30 тыс. руб. Если за отчетный период планируется сформировать и отправить только одну группу, то вся сумма (30  тыс.  руб.)  при  калькулировании  данного  тура отразится  по калькуляционной статье, которая так и называется «Косвенные расходы туроператора»;

       5.          дифференцированным способом с использованием процента.

Если туристская фирма осуществляет различные виды деятельности: формирует и реализует свои собственные турпутевки, а также реализует чужие турпутевки, то косвенные затраты распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от туроператорской и турагентской (посреднической) деятельности, в общей сумме выручки.

Правильный выбор базы распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на определение степени рентабельности отдельных видов турпродукции (работ, услуг), при этом надо учитывать, что в современных условиях продажная цена устанавливается рынком, а налоги -государством.

Таким образом, процесс распределения косвенных расходов зависит от двух моментов: прогноза их общей величины и выбора базы распределения.

Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей организации производства и принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Если туристская фирма оказывает один вид услуг, то все расходы этой фирмы будут прямыми по отношению к оказываемой услуге.

Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные — косвенных, но они не являются тождественными. Основные затраты - это прямые    издержки,    которые    непосредственно    связаны    с    процессом предоставления услуг, т. е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание. Основные затраты прямо и непосредственно включают в себестоимость турпродукта.

Накладные затраты - это издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта по следующим причинам:

•         либо    это    невозможно    практически,    т.     е.     издержки    нельзя

непосредственно отнести на отдельный вид турпродукта (например, расходы

на социальное обеспечение работников фирмы);

•         либо из-за целесообразности или нецелесообразности, т. е. отнесение

издержек на отдельный вид турпродукта не оправдано экономически.

Экономически более оправдано включать издержки в суммарные начисления на все виды турпродукта, с дальнейшим их распределением по видам с помощью ставок накладных расходов. Ставка накладных расходов выражается в форме издержек на единицу затрат труда, например в процентах от издержек на оплату труда. Фактически ставка накладных расходов является нормативными издержками, предназначенными для распределения накладных расходов на себестоимость турпродукта.

К накладным относят и те расходы, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием турфирмы и ее управлением. В среднем уровень накладных расходов у туроператора составляет от 5 до 20 % от общей суммы всех прямых затрат.

Следующий вид классификации затрат связан с объемом производства.

Данная классификация делит затраты на производственные (на Западе их называют «затраты продукта») и периодические («затраты периода»).

Это относительно новый вид классификации в отечественной практике; применяется отдельными предприятиями с 1992 г. В этой классификации нет чистоты, но есть мощный прагматизм; некоторое смешение признаков оправдано   удобством   ее   практического   применения,   в   частности   при организации системы учета «директ-костинг». С ее помощью можно сделать интересный вывод, что если нет производства, нет производственных затрат, то все равно остаются затраты периода. Если списание производственных расходов на уменьшение выручки от продаж будет определяться самим фактом продаж, реализации услуг, то на периодические затраты факт реализации влияет мало.

Таким образом, периодические затраты практически не связаны по своей экономической сути с формированием и продвижением туристского продукта; их можно рассматривать в качестве периодических убытков каждого отчетного периода.

Издержки, которые нельзя идентифицировать с видом продукции, услуг, называются периодическими, поскольку их можно соотнести только с периодом, в течение которого они были понесены.

Производственные затраты связаны с осуществлением собственно производственной деятельности. Они имеют место при формировании и продвижении турпродукта, но в большей своей части отсутствуют при свертывании туристской деятельности.

Периодические затраты являются функцией длительности отчетного периода. Так, амортизация помещения или арендная плата за пользование помещением за три месяца при прочих равных условиях будет в три раза больше, чем за один месяц.

Периодические затраты возникают в течение определенного периода времени в результате какого-либо конкретного стратегического решения, принятого руководством организации. Они не связаны с объемом производства или объемом сбыта. Уровень таких расходов устанавливается решением администрации. Таким же решением они могут быть увеличены, сокращены или устранены. Типичными примерами дискреционных затрат являются расходы на исследование и разработки, стоимость рекламных средств и затраты на программы повышения квалификации персонала.

По составу (однородности) затраты подразделяют на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и другие. Эти затраты, независимо от места их возникновения и целевого назначения, не делятся на различные компоненты.

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним можно отнести цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

Важное значение при калькулировании себестоимости турпродукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость туров. По данному признаку затраты туристской организации подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие.

К текущим относятся расходы по формированию турпродукции данного периода.

Расходы будущего отчетного периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость турпродукции, которая будет сформирована в последующие отчетные периоды (например, расходы на аренду помещения, подписка на периодические издания и т.д.)

К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не совершены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты туристской фирмы за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков работников и т.д.).

Явные и неявные издержки. При определении издержек производства, формировании услуг важное значение имеют два положения:

1) любой ресурс ограничен;

2) каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа применения.

Ограниченность ресурсов и неизбежность альтернативного выбора создают необходимость учитывать как явные, так и неявные издержки фирмы. К явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета, т. е. когда фирма тратит денежные средства (со счетов 50, 51, 52, 55) на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении.

К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях. Неявные издержки составляют разницу между суммой дивидендов и максимально возможной выручкой при ссуживании этих денег под процент.

Планируя свою деятельность, предприятие должно учитывать альтернативные возможности использования имеющихся средств. Например, увеличивая срок получения дебиторской задолженности, следует учесть не только то, что возрастут налоги с оборота или может измениться валютный курс не в пользу предприятия, но и какую при этом выгоду предприятие упустит в процессе ожидания средств по сравнению с альтернативным их использованием в случае своевременного поступления (например, вложив средства в ценные бумаги, на депозит на этот срок и т. п.).

С точки зрения возможностей упущенной выгоды следует соблюдать следующий принцип налогового планирования - платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока. Если предприятие платит налоги не заранее, как только исчислена сумма налога, а в последний день, то это равносильно получению беспроцентного кредита от бюджета на эти дни.

Хранение наличности также приносит неявные издержки, равные «упущенному» проценту из-за неиспользования этих денег как заемных средств; ссуживание денег под процент дает издержки, равные выгоде, которую владелец денег упустил, не потратив эти деньги на формирование турпродукта.

К неявным издержкам фирмы относятся и недополученные доходы из-за неэффективного использования патентов, знаков обслуживания, месторасположения, ноу-хау, а также других преимуществ.

Явные и неявные издержки образуют экономические издержки турфирмы.

По участию в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие.

Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. В конце отчетного периода они собираются на счете 20 «Основное производство».

Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы. Все они учитываются отдельно на счете 43 «Коммерческие расходы».

Производственные и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта.

 

Амиров, Роман Кямилевич

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты