Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Вторник, 18 июня 2024 года, 15:25:38     

       

Инструментарий системы управления затратами

Для решения конкретных задач в системе управления затратами предусмотрены определённые, которые «должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к конкретным условиям, регионам и производствам». В первую очередь все элементы системы контроллинга - от планирования до мониторинга реализации планов -необходимы для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений. Экономический анализ выступает основной составляющей любой из функций управления и предшествует принятию управленческих решений, это важный этап и в деятельности контроллера.

Первые специальные книги по анализу хозяйственной деятельности появились в начале XX века. За последующий период были опубликованы работы Н.Р. Вейцмана, И. Шера и других. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около трехсот книг, шестьсот научных статей.

Во время второй мировой воины и послевоенное время вопросы бухгалтерского учета контроля и анализа хозяйственной деятельности получили развитие и трудах Н.Р. Вейцмана, И. И. Поклада, А.Ш. Маргулиса и др.. Большой вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С. Б. Барнгольц, В.Ф. Палий, П.И. Савичев, И.И. Каракоз и др.

Экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных разделов -управленческого    и    финансового    анализа.    Такое    деление обусловлено разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый и управленческий учет. Это разделение условно, т.к. внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. Отметим, что внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами; внутренний - предназначен для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью предприятия.

Основными источниками информационного обеспечения анализа являются данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Совокупность информационных потоков, исходящих из названных выше источников, определяется как «система экономической информации, основными принципами которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность». В данной системе особняком стоит «микроуровневая маркетинговая система, основной задачей которой является наблюдение  за рынком  в  целях  обеспечения  соответствия  предприятия рыночным условиям»

В экономическом анализе для обработки информации широко используется ряд специальных способов и приемов, которые условно можно подразделить на группы: традиционные и нетрадиционные; количественные и качественные; логические; экономико-математические; эвристические. В свою очередь эти группы также подразделяются на составляющие элементы. Так как количество методов, которые можно применять, огромно, возникает вопрос об ограничении количества задач и применяемых инструментов контроллинга для каждого конкретного примера. В связи с этим мы подробнее остановимся на тех методах, которые будем использовать в дальнейшем для обработки информации.

К традиционным методам относят: использование аналитических показателей; группировка; выделение узких мест; сравнение; разработка аналитических формул; балансовый; методы цепных подстановок; интегральный метод; индексный метод; графический. Все традиционные приемы, кроме первого, являются также количественными и логическими.

Группировки позволяют систематизировать материал и выявлять взаимосвязи процессов, гасить случайные отклонения. Используют такие виды группировок: типологические (например, группировка организаций по видам собственности); структурные - для оценки внутреннего строения показателей (для изучения персонала по стажу работы, по профессиям и др.); аналитические - для изучения взаимосвязи факторных и результативных показателей (например, зависимости суммы выданного банком кредита от величины процентной ставки).

Основная задача экономического анализа заключается в поиске «узких мест» - наиболее слабых звеньев предприятия. Ими может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др.

В экономических исследованиях широкое распространение получил способ сравнения. Он представляет собой оценку и анализ исследуемого объекта через аналогичные объекты (логически сопоставимые, но разнородные по экономическому содержанию, например, прибыль -активы), поскольку цифровые значения показателей обретают особый смысл только при их сопоставлении с другими показателями.

Балансовый способ используется для отражения пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей. Он нашел широкое применение в анализе обеспеченности организации трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и полноты их использования, в исследовании соответствия платежных средств платежным обязательствам и др. В качестве технического приема балансовый способ используется для проверки правильности аналитических расчетов путем составления баланса отклонений.

Графические методы используются для быстрого нахождения значения функциональных зависимостей с помощью геометрического изображения на плоскости. Наиболее распространены диаграммы и линейные графики. (Например, столбиковые диаграммы могут быть использованы при исследовании выработки рабочих на нескольких предприятиях. Секторные диаграммы - для характеристики доли коммерческих и управленческих расходов в общей сумме затрат и т.п. Линейные графики - для отражения данных за определенный временной период, сравнения нескольких наборов данных). Графики облегчают изучение материала, поскольку наглядны и иллюстративны, позволяют заметить закономерности во взаимосвязях показателей, которые не всегда видны при использовании только числовой информации. Графики могут служить способом расчета величины какого-либо показателя, например объема реализации в критической точке при маржинальном анализе.

Составление таблиц - прием, исключительно широко используемый в экономическом анализе. Это связно с тем, что таблицы компактно и концентрированно раскрывают исходную информацию, алгоритмы расчетов и их результаты. Они отражают по существу мнение аналитика по поводу ситуации в бизнесе, требующего внимания со стороны менеджеров соответствующего уровня управления. Роль таблиц настолько велика, что позволяет говорить о бестекстовом анализе при наличии профессионально составленных таблиц.

К нетрадиционным методам относят: эвристический; маржинальный; дисконтирование; математическая статистика и теория вероятности; эконометрические; математическое программирование; имитационное моделирование; исследование операций; классический математический анализ.

Качественные приёмы применяются в анализе тогда, кода показатели нельзя выразить количественно или когда необходимо учесть влияние некоторых качественных факторов. Все эти методы, названные также поведенческие, делятся на две группы:

-          методы экспертных оценок (в котором выделяют методы участия или методы интервью; анкетирование; метод номинальной группы);

-          методы психологические (к ним относят методы «мозговой атаки»).            Количественные  методы   анализа   позволяют   определить  влияние факторов на изменение результативного показателя. Факторный анализ, где эта зависимость носит функциональный характер, называется, детерминированный. Здесь выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей: аддитивные (результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов); мультипликативные (результативный показатель - произведение нескольких факторов), кратные (результативный показатель есть частное от деления одного факторного показателя на величину другого), смешанные Для того, чтобы ответить на вопросы, какой набор продуктов и услуг удовлетворяет стратегическим, среднесрочным и тактическим целям, по какому продукту имеются конкуренты, какова емкость рынка по продуктам, как сегментирован рынок по продуктам - теория менеджмента рекомендует использовать метод сбора, структурирования исходной информации и оценки внешних сильных и слабых сторон компании - SWOT-анализ. SWOT

-          анализ является «первым шагом в разработке стратегических решений»

В добавление к SWOT-анализу специалистами маркетологами рекомендуется применять также метод составления профиля среды, с помощью которого можно оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды

Каждому фактору экспертным путем придается оценка:

          Оценка его важности для отрасли по шкале: 3 - сильная важность, 2

-          умеренная важность, 1 - слабая важность;

Оценка его влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 -умеренное, 1 - слабое, 0 - не влияет;

Оценка   направленности   влияния   по   шкале:   +1   -   позитивноевлияние, -1 - негативное влияние.

Далее все три оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора для организации. После такого анализа факторов среды можно сделать выводы, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для организации и   заслуживают   серьезного   внимания,   а   какие   факторы   не   оказывают существенного влияния.

В тоже время подобная структуризация является укрупненной, «грубой» оценкой - теоретически детализация сильных и слабых сторон, угроз и возможностей может быть продолжена, SWOT-анализ может выполняться с разной степенью глубины, но всегда детализации, применяемой в SWOT-анализе недостаточно для стратегического плана, поэтому нужно отдельно рассматривать все элементы бизнеса - продукты, ресурсы, функции менеджмента. Ответ на первый, ключевой вопрос, с какими продуктами и услугами предприятие собирается позиционироваться на рынке, дают маркетинговые исследования и мониторинг внешней среды. Вторая, обязательная и важнейшая часть анализа положения предприятия - стратегический анализ затрат, который включает «сравнение положения компании, с точки зрения затрат, с аналогичными положениями ее ближайших конкурентов, осуществляемое последовательно (позиция за позицией), начиная с закупки сырьевых материалов и кончая ценой, заплаченной конечным потребителем». Совокупность затрат, осуществляемых при разработке, изготовлении, рекламе, поставке и послепродажной поддержке поставляемой на рынок продукции, трактуемая как цепь издержек, должна по своему уровню отвечать задаче поддержания конкурентных преимуществ организации.

На основе анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. На основе таких рекомендаций руководитель может осмысленно действовать. Штурлак Николай Григорьевич



Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты