Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Воскресенье, 5 декабря 2021 года, 12:02:52     

       

Группировка расходов на железнодорожном транспорте

Группировка расходов  по  элементам  затрат на  всех организационно—производственных уровнях железнодорожного транспорта осуществляется как при составлении планов, так и при учете фактических затрат.

Расходы по основной деятельности железных дорог подразделяются на эксплуатационные и по прочей деятельности, а в зависимости от отношения к производственному процессу классифицируются на основные и общехозяйст­венные.

1.         Основные. К данной категории относятся расходы, непосредственно вы­зываемые процессом перевозок, планирование и учет которых осуществляется по подразделениям соответствующих хозяйств (статьи 001—476) и подразде­ляются:

на основные прямые, специфические для отраслевого хозяйства (ст.
001-438) — планируются и учитываются по подразделениям отраслевого хо­зяйства, отделениям или управлениям дороги;

расходы основные общие для всех отраслевых хозяйств (ст. 456-476) —
планируются и учитываются по подразделениям (производственным подраз­
делениям, отделению и управлению дороги).

2.         Общехозяйственные расходы. К данной категории расходов отнесены
расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством. Общехо­зяйственные расходы планируются и учитываются раздельно по эксплуатаци­онной деятельности (ст. 485-503, 513-520, 530-533) и прочей деятельности хо­зяйств (хозяйства: грузовой и коммерческой работы ст. 640-650; локомотивное - ст. 656-658; пассажирское и вагонное — ст. 664; пути — ст. 669-672, 675-690; электрификации и электроснабжения - ст. 700; материально-технического обеспечения — ст. 710-715; оказание услуг по международным перевозкам - ст. 725-733; гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения - ст. 745- 754, 759-767, 772-777, 781-784, 788; автотранспортное - ст. 790-794; рабочего снабжения - ст. 804-805) и подразделяются:

          на расходы без расходов по содержанию аппарата управления, в том
числе непроизводственные - ст. 485-503, 513-520;


• на расходы по содержанию аппарата управления — ст. 530-533.

В зависимости от способа включения в себестоимость продукции расходы распределены на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, выде­ленные в учете и включаемые в себестоимость данного вида продукции, то есть только на пассажирские или только на грузовые перевозки. Документами первичного учета прямых расходов принято считать требования, рабочие на­ряды, накладные.

К косвенным затратам отнесены расходы, связанные с производством не­скольких видов продукции транспорта, а именно пассажирских и грузовых пе­ревозок. Распределение по видам продукции осуществляется расчетным пу­тем, пропорционально различным измерителям эксплуатационной работы. В качестве таких показателей могут выступать: приведенная длина главных и станционных путей, тонно-километры брутто, поездо- или локомотиво-километры, заработная плата производственных рабочих и прочее.

В целях управления затратами в зависимости от изменения объема работ, при обосновании строительства и реконструкции железных дорог, выборе наиболее экономичного варианта их технического оснащения на железнодо­рожном транспорте затраты классифицируются на «независящие» (условно-постоянные) и «зависящие» (условно-переменные) расходы от объема работ (перевозок, размеров движения поездов).

«Независящие» от объемов работы расходы принимают как условно-постоянные. Причина такого подхода заключается в том, что в краткосрочном временном периоде характер затрат постоянный, тогда как при рассмотрении в долгосрочном периоде «независящие» затраты приобретают переменный ха­рактер и в зависимости от условий производства или производственных си­туаций резко изменяются, затем на достаточно длительный период принимают постоянный характер. Чем чаще возникают «скачки» в анализируемом перио­де, тем ближе затраты по своему характеру напоминают переменные расходы, при этом внутри интервалов сохраниться постоянный характер. Поэтому при планировании следует учитывать переменный характер затрат в долгосрочном периоде.

Основной причиной способной вызвать изменения эксплуатационных рас­ходов принято считать изменения объемов работы, через изменение количест­венных показателей эксплуатационной работы (измерителей). Характер взаи­мосвязи эксплуатационных расходов (в зависящей части) и объема работ мо­гут быть представлены через процентное соотношение изменения затрат и из­менения объема производства (работ) при помощи коэффициента реагирова­ния затрат на изменения объема производства 

Анализ сложившейся на железнодорожном транспорте ситуации свиде­тельствует о прогрессивном характере взаимосвязи эксплуатационных расхо­дов (в зависящей части) и объема работ.

С целью обоснованного анализа, прогнозирования расходов в зависимости от объемов перевозок, экономической оценки изменения показателей эксплуа­тационной работы, определения эффективности внедрения новой техники, технологии и организационных мероприятий и обоснования тарифов на уров­не МПС (ОАО «РЖД») разработана методика определения доли эксплуатаци­онных расходов, зависящих от объема работы. Методика содержит необходи­мые справочно-нормативные материалы, которые могут быть адаптированы к конкретным условиям железных дорог и их отделений. Существенной осо­бенностью методики является применение различных способов и нормати­вов определения удельного веса зависящих расходов по периодам анализа — внутригодовом (квартальном, месячном), годовом и долгосрочном. С уве­личением продолжительности анализируемого периода расширяется состав расходов, зависящих от размеров перевозок. Указанная методика дополнена порядком определения права железных дорог на эксплуатационные расходы с учетом отклонения фактического объема приведенной работы от плановой величины.

Рассмотрев систему управления затрат в современных условиях работы отрасли, изучив и систематизировав информацию по ряду работ в области экономики железнодорожного транспорта, выявлен следующий ряд недостатков:

периодичность обновления предложенных среднесетевых норм и нор­мативов отстает от уровня развития техники, технологий выполнения работ, стадий производства;

система бухгалтерского учета фиксирует уже произведенные затраты по факту, и не способна обеспечивать оперативное принятие результативных решений направленных на минимизацию затрат;

дисциплинарная  ответственность не соответствует требованиям   вы­полнения своевременного, полного, точного и достоверного документирова­ния фактических затрат на момент их возникновения;

недостаточно полно осуществляется контроль за целесообразностью
использования различных видов ресурсов;

недостаточно срочно выполняется принцип оперативности в выявле­нии отклонений фактических затрат от установленных норм или плановых по­казателей.

Отмеченные недостатки, с целью решения основной задачи транспорта — минимизации затрат, требуют конкретных предложений для их устранения, причем не только посредством методов, применяемых в управленческой дея­тельности (административно-распорядительное, социально-психологическое, экономическое управление), но и за счет совершенствования функций управ­ленческого учета, а также использования иных разработок обеспечивающих минимизацию затрат. Стецюк, Наталья Михайловна



Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты