Бизнес-планирование
Консалтинг on-line

    Пятница, 22 июня 2018 года, 04:15:29     

       

Анализ безубыточности деятельности издательского холдинга

Анализ безубыточности затрат касается главным образом соотношения между объемом продаж и себестоимостью реализованной продукции, не затрагивая прибыль или убытки.

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности, является характер поведения расходов. Одни расходы изменяются с изменением объема реализации, другие — остаются, по существу, неизменными при всех рассматриваемых объемах реализации. Расходы первой категории относятся к переменным, а второй - к постоянным.

Анализ безубыточности в системе издательско-полиграфического холдинга имеет свои особенности, обусловленные спецификой взаимоотношений предприятий группы. Объем реализации можно выявить только на последней стадии жизненного цикла тиража издания — его продажи, т. е. в торговых организациях. Сами же торговые издержки занимают наименьший удельный вес в общем объеме затрат по выпуску и реализации всего тиража издания. Они непосредственно увязаны во временном периоде с объемом продаж, и тем не менее их можно отнести к постоянным. В то же время расходы на тиражирование издания хотя и не связаны напрямую с объемом продаж, но по отношению к объему выпуска тиража - прямыми. Поэтому при определении точки безубыточности в издательской деятельности более обосновано говорить об уровне объема выпуска, а не продаж, погашающего определенные издержки.

Решение об объеме тиража издания (или просто выпуска) является долгосрочным, поскольку, производственный процесс значительно оторван от процесса реализации, который имеет достаточно высокую степень неопределенности. Для уменьшения риска неопределенности необходим серьезный маркетинговый анализ.

Чтобы принимать решения об объеме выпуска, нужно знать, как изменяются два следующих показателя в зависимости от объема выпуска продукции:

  • · доходы (связаны также с решением о цене);
  • · расходы.

В групповых (пакетных) процессах, когда продукция выпускается партиями, начало и конец производства партии изделий образуют более ти­пичный для принятия решений период. Выбранный период времени важен по двум причинам: во-первых, его длительность хотя и не влияет на объем продукции, но отражается на объеме постоянных издержек издательской деятельности, то есть является базой для измерения точки безубыточности выпуска тиража издания; во-вторых, функция запасов становится более важной, когда мы имеем дело с дискретными (пакетным) процессам.

Правильное использование методики анализа безубыточности и получение обоснованных выводов зависит от разрешения практических трудностей и от понимания ограничений, которым подвержена эта методика.

Оценка множества возможных результатов с помощью расчета или графика безубыточности требует использования упрощенных предположений. В большинстве случаев это упрощение предположений не нарушает ценность получаемых выводов. Тем не менее, приходя к таким выводам, аналитик должен полностью учитывать и эти предположения, и их возможное влияние.

Ниже      приведены      некоторые      наиболее      важные      предположения, подразумеваемые при расчете безубыточности.

1. Факторы, входящие в состав модели, действительно ведут себя так, как предполагалось:

  • издержки обоснованно подразделяются на постоянные и переменные;
  • переменные издержки колеблются пропорционально объему продаж;
  • постоянные издержки остаются неизменными при любых колебаниях,
    относящихся к рассматриваемой ситуации;
  • продажная   цена   единицы   продукции   останется   неизменной   в
    диапазоне, включенном в анализ.

2. Кроме того, имеются определенные предположения, относящиеся к деятельности предприятия и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер любого расчета безубыточности:

  • ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;
  • эффективность деятельности остается постоянной;
  • цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;
  • единственный фактор, влияющий на себестоимость — объем продаж;
  • уровень запасов на начало и на конец периода останется, по существу,
    неизменными;
    • нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.
      Не  все  предположения  одинаково  важны  или  будут  иметь  равное

влияние на ценность выводов. Например, предположение, что продажная цена не изменится с изменением объема, противоречит экономической теории и зачастую противоречит действительности. Таким образом, линия продаж будет скорее кривой, чем линейной функцией. Степень отклонения будет зависеть от реальной степени отклонения от прямого линейного соотношения.

Решение о производстве конкретного тиража издания требует от корпорации определенного уровня постоянных затрат. В издательской деятельности одни виды постоянных затрат не зависят от уровня производства, но они могут повлиять на решение об объеме выпуска. Специфика издательско-полиграфической деятельности заключается в том, что определенные начальные постоянные затраты, которые понесены независимо от объема выпуска, становятся переменными понижающимися затратами. Уровень таких затрат    снижается в себестоимости отдельной книги по мере увеличения ее выпуска. К этим затратам относятся: авторский гонорар, расходы на редактирование. Данные затраты по временному периоду относятся к предпроизводственным и их объем не зависит от последующего тиражирования издания. Однако при принятии решений об объеме выпуска издания играет немаловажное значение процедура их погашения, то есть их уровень в отдельно взятой книге.

Фактически в условиях любого холдинга производство осуществляется как последовательность вмешательств в физический порядок определенных ресурсов в определенном месте, определенным образом и в определенное время для любого заданного продукта. Холдинг, который стремится получить максимальную прибыль, ищет построение, которое принесет максимальный доход при минимальных затратах.

Вышеприведенный анализ безубыточности дает необходимую информацию для организации производства определенного тиража издания, продажи которого обеспечивают безубыточность отдельных видов затрат на отдельных стадиях издательского процесса. Другими словами затраты необходимо привести в соответствии с объемом продаж в книготорговой организации. Таким образом затраты, по отношению к объему       продаж      в        издательско-полиграфическом              комплексе подразделяются на предварительно-постоянные (авторский гонорар, редакционные и рекламные расходы и материальные затраты), чистые постоянные (общеиздательские и коммерческие расходы) и переменные (услуги по тиражированию издания).

Анализ безубыточности представляет собой метод анализа выпуска продукции. Разность между суммарными затратами и доходом при любом заданном уровне выпуска можно представить в виде "графика прибыльности".

Это простой графический анализ, где линия или кривая суммарного дохода накладывается на график суммарных затрат. В этом анализе делаются следующие допущения:

• рост прибыли происходит при увеличении выпуска;

• любой уровень производства, превышающий уровень, требуемый для

безубыточности, считается "удовлетворительным".

Помимо графического представления информации при анализе «затраты— выход продукции—прибыль» для той же цели можно воспользоваться и математическими зависимостями. Математический подход — более быстрый и более гибкий метод получения нужной информации, чем графический метод, и особенно подходит для ввода данных в компьютерную финансовую модель.

При разработке математической формулы для получения информации по затратам, выходу продукции и прибыли следует иметь в виду, что цена реализации и затраты на единицу продукции считаются постоянными. Такое допущение может быть реальным для цены реализации единицы продукции и переменных издержек, однако необходимо помнить, что в гл. 2 отмечено, что  постоянные издержки  в  краткосрочном  плане  остаются  постоянной общей величиной, в то время как затраты на единицу продукции изменяются в зависимости от уровня производства. В результате прибыль на единицу продукции также изменяется — в зависимости от объема производства. Математическую формулу можно вывести из следующей зависимости: Чистая прибыль = (Количество реализованных единиц продукции х Цена реализации единицы) - [(Количество реализованных    единиц    продукции    х    Переменные издержки на единицу) + Общие постоянные издержки].

Введем в это уравнение соответствующие обозначения: NP — чистая прибыль;

х  — количество реализованных единиц продукции;

Р   — цена реализации;

b  — переменные издержки на единицу продукции;

а  — общие постоянные издержки.

Получим запись в формульном виде:    NP = Рх - (а + Ьх).

Принятие допущения о линейности в поведении затрат или доходов может приводить к субоптимальным (частично оптимизированным) решениям с упором на диапазон приемлемых объемов продукции и недостаточным вниманием к поиску оптимального решения. Однако возможно, что руководство вполне готово принять степень приближения, присущую подобному линейному анализу, поскольку любое утЬчнение этого анализа повлечет слишком высокие и неприемлемые затраты на поиск и обработку информации для фирмы. Кроме того, руководство может считать,

что для данного вероятного диапазона выпуска линейность является вполне разумным допущением.

Но, как мы покажем ниже, допущение линейности может приводить к существенным искажениям в процессе принятия решения. Трудно сказать, компенсируются ли убытки, связанные с этими искажениями, при более высоком уровне сбора информации и затратах на ее обработку. Некоторые фирмы с хорошо развитыми информационными системами менеджмента могут собирать дополнительную информацию при небольших дополнительных расходах. Другие фирмы могут считать затраты на получение и обработку дополнительной информации недопустимо высокими.

Анализ безубыточности может быть полезным, если учтены все ограничения и его применение предполагается в соответствующей перспективе.

Акцент на точке безубыточности, т.е. точке с нулевой прибылью, не является целью этого вида анализа. Ситуация безубыточности представляет собой только одну точку в эластичном наборе прогнозных соотношений выручки и себестоимости, которые будут соответствовать им при заданных условиях.

Анализ безубыточности полезен при определении цены, контроле за расходами, прогнозировании прибыли и др. Вместе с системой нормативного учета и оперативного контроля за издержками производства он предоставляет руководству компании основу для ценовых решений при различных уровнях деловой активности. Вместе с гибкой производственной программой-сметой (с учетом изменения издержек, связанных с колебаниями объема производства) он представляет собой весомый инструмент контроля за расходами. График безубыточности помогает измерять влияние отдельных управленческих    решений,    таких    как    расширение    производственных

мощностей и введение нового вида продукции, или внешних воздействий на прибыльность деятельности при различных уровнях деловой активности.

Для финансового аналитика функция прогнозирования прибыли — одна из наиболее важных. Более того, чрезвычайно важна способность оценить влияние прибыльности на различные экономические условия и направления работы руководства.

Анализ безубыточности способствует достижению и той, и другой цели. Правильное использование этой методики и полное понимание механизма ее действия являются факторами, которые определяют ее важность для внешнего финансового аналитика.

 

 

Кучеренко, Наталья Валерьевна

 




Если вы заинтересованы воспользоваться нашими услугами, обращайтесь – мы вам обязательно поможем! Наши контакты